7 проблем в детско-родительских отношениях, с которыми чаще всего обращаются к психологу
Большая часть родительских запросов к психологу так либо по другому связана с переменами в семье, переходом на новейший шаг развития либо прохождением возрастных кризисов. В этом году благотворительный фонд «Измени одну жизнь» воплотил проект, который так и именовался — «Семья: переходный период». В рамках проекта спецы фонда проанализировали практически 300 воззваний и выделили 7 самых «нужных» тем в детско-родительских отношениях, с которыми предки обращаются за психической помощью.
1. Протестное поведение
Проще говоря, ребенок не слушается. В первый раз эта неувязка возникает при прохождении кризиса 3 лет, когда малыш обучается выбирать и гласить «нет». В случае с ребенком с опытом сиротства ситуация утежеляется тем, что взрослые, с его точки зрения, совершенно не заслуживают доверия. Протестное поведение быть может и ответом на препядствия либо перемены снутри семьи: размытые личные границы, конфликты родителей со старшим поколением, переезд, изменение состава семьи, поход в детский сад либо школу.
Совместно с родителями психолог отыскивает ответ на вопросец: «Против чего же протестует ребенок?». Спец знакомит взрослых с техниками ненасильственного общения, учит проговаривать состояние малыша и давать ему наиболее конструктивные решения.
2. Брутальное поведение
Ребенок орет, огрызается, кусается, обзывается, разламывает игрушки. Такое поведение соединено с огромным количеством томных переживаний, которые копятся снутри: боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), злоба, обида, недопонимание. Злость может стать ответом малеханького человека на невозможность совладать с переменами огромного мира. Может быть, что ребенок просто следует схеме «делай с сиим миром то, что делали с тобой», что полностью типично для деток с опытом сиротства, чья история обычно содержит опыт насилия либо наблюдения насилия над иными. Бывает и таковой вариант: в семье практикуется пассивная злость в форме обесценивания либо высмеивания, а ребенок просто передает эти паттерны в наиболее приметной форме.
В этом случае психолог стремится выявить предпосылки злости, используя в том числе такие продуктивные техники, как активное слушание, отзеркаливание, контейнирование.
3. «Зависание» в девайсах
Уход малыша в компьютерные игры и соцсети начинает тревожить родителей уже с конца детского сада. Малыши как как будто предпочитают виртуальный мир «{живым}» играм и общению с родителями и иными детками. С годами ситуация лишь утежеляется. В этом случае принципиально осознать, какую роль играет таковая модель поведения: нередки ситуации, когда для малыша это метод уйти от сложностей настоящего мира туда, где он может что-то надзирать, где нет требований, где он успешен.
«Возвратить» малыша может быть: нужно выяснить, что симпатичного в том мире, и с искренним энтузиазмом врубаться в любые игры и активности, объединяя две действительности, а не разделяя их. А запреты и ограничения только подпитывают энтузиазм и углубляют недопонимание меж ребенком и родителями.
4. Нежелание обучаться
Утрата мотивации к учебе тоже волнует родителей. К огорчению, невзирая на большой пласт просветительской работы в этом направлении, предки и школа как и раньше не могут условится о том, чья же это ответственность — энтузиазм к учебе и успеваемость малыша. Так в семье возникает непростая ситуация: заместо того чтоб поддержать школьника опосля сложного учебного денька, родитель (один из ближайших родственников человека, составляющий основу семьи) обязан сам выступать в роли учителя: добиваться, грозить, ждать фурроров. Ребенок в данной ситуации еще более пропадает, подготовка к новенькому учебному деньку чувственно выматывает всю семью, дела рушатся.
Выход из данной ситуации есть. Все, что касается учебы, делегировать третьим лицам (преподавателям, репетиторам, тьюторам) и следовать правилу: «Учеба (совокупность организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта) — это твоя ответственность». Пока родитель (один из ближайших родственников человека, составляющий основу семьи) неустанно держит все процессы под контролем, ребенок обучается под давлением — «поэтому что им это необходимо», — а рвение к познаниям и энтузиазм к учебе не формируются.
5. Утрата контроля над чувствами
Не любой родитель (один из ближайших родственников человека, составляющий основу семьи) может расслабленно реагировать на возникающие вызовы и новейшие ситуации. Случается, что недопонимание порождает разочарование, злоба, колебание в своей компетентности. Быть может и так, что родитель (один из ближайших родственников человека, составляющий основу семьи) понимает, как реагировать конструктивно, но в определенных ситуациях просто не может сдержаться, а потом обвиняет и стыдит себя.
К огорчению, в детской истории самого родителя были бы эпизоды насилия либо наблюдения насилия, которые вызывали у него чувство слабости и утраты контроля над собственной жизнью, а на данный момент, в своем родительстве, эти переживания прошедшего продолжают управлять его поведением.
В таком случае нужна наиболее глубочайшая работа с психоаналитиком, но ужас признать происходящее и вина за свои поступки нередко служат барьером для воззвания за помощью, и ситуация лишь усугубляется.
6. Сиблинговая ревность
Дела братьев и сестер (сиблингов) тоже обычно вызывают много вопросцев: детки дерутся, жалуются, портят вещи друг дружку либо даже откровенно молвят про брата либо сестру: «Лучше бы его не было». Выделение отдельного места, личного времени для всякого и, что важно, соблюдение возрастной иерархии (старший — в приоритете, у него обязано быть больше приемуществ) помогают сгладить ситуацию.
Когда семья лишь планирует пополнение, психолог может обсудить с родителями вероятные трудности, потребности уже имеющихся деток и наилучшее время для возникновения еще 1-го малыша — тогда, когда возможность появления конкуренции будет малой.
Быть может и таковая ситуация: предки, в силу личных обстоятельств, вправду по-разному относятся к детям. Совместно с психологом можно разобраться, почему с одним ребенком «просто», а с остальным «трудно», и научиться обожать деток пусть по-разному, но идиентично очень.
7. Трудности подросткового возраста
Кризис подросткового возраста обычно был и остается специфичной лакмусовой бумажкой того, что происходило с ребенком на всех прошлых шагах развития. Потому ничего необычного, что и в XXI веке родителей тревожут те же вопросцы, которые волновали взрослых и 100, и 200 годов назад: отсутствие мотивации к учебе и выбору актуального пути, демонстративное игнорирование правил, употребление нелегальных веществ, попадание в нехорошую компанию, ранешняя влюбленность.
В этот период спец помогает родителю принять новейшую ситуацию — взросление малыша, отпустить контроль, перейти на позицию мудрейшего наставника, различать картину настоящего грядущего и тех картинок, которые отрисовывают ужас, и естественно, сохранить доверие и контакт с ребенком.