Абьюзивные отношения в советском кино: разбор на примере Гоши и Кати из фильма «Москва слезам не верит»
Кадр из кинофильма «Москва слезам не верует»
Кино Mail.ru
Катя — мощная, целеустремленная дама, смогшая достигнуть фуррора в карьере и в одиночку воспитать дочь. Она независима, умна и несет ответственность, но в глубине души грезит о истинной любви и крепкой семье. Гоша стает перед зрителями в амплуа реального мужчины — уверенный внутри себя, с чувством собственного плюсы. Он образован, имеет многосторонние интересы и твердые убеждения о роли мужчины в семье. Гоша покоряет Катю собственной харизмой и кажущейся надежностью, но его поведение нередко выходит за рамки здоровых отношений.
Признаки абьюзивных отношений
Абьюз в отношениях — это систематическое деструктивное поведение 1-го напарника по отношению к другому. Цель абьюзера — установить контроль и власть над жертвой.
Главные формы абьюза:
-
чувственный — унижения, критика, обесценивание эмоций;
-
психический — манипуляции, опасности, газлайтинг (пробы уверить жертву, что она сходит с мозга);
-
денежный — контроль над средствами напарника;
-
физический — от толчков до побоев;
-
сексапильный — принуждение к интимной близости.
Психический портрет абьюзера нередко включает последующие черты:
-
желание доминировать и надзирать;
-
низкая самооценка, маскируемая показной уверенностью;
-
отсутствие эмпатии;
-
ревность и собственничество;
-
неспособность брать ответственность за свои деяния.
Абьюзеры манипулируют, чередуя периоды злости с проявлениями любви и заботы. Так раскачиваются чувственные «качели», которые затрудняют уход жертвы из ядовитых отношений.
- Тест: Умеете ли вы распознавать газлайтинг в отношениях?
Анализ поведения Гоши
В кинофильме «Москва слезам не верует» некие поступки Гоши свойственны для абьюзивных отношений.
Проявления контроля
-
Он настаивает, чтоб Катя бросила работу, невзирая на ее высшую должность и любовь к профессии.
-
Он просит, чтоб Катя не общалась с друзьями без его ведома и разрешения.
-
Устанавливает твердые правила в доме Кати, игнорируя ее мировоззрение.
Манипуляции
-
Гоша употребляет стратегию молчания и исчезновения, когда выяснит о высочайшем статусе Кати.
-
Он играет на эмоциях Кати, зная о ее ужасе одиночества и желании сделать семью.
-
Ставит ультиматумы, заставляя Катю выбирать меж ним и ее образом жизни.
Эмоциональное давление
-
Гоша обесценивает заслуги Кати, намекая, что ее фуррор в карьере делает ее наименее женственной.
-
Он навязывает свое мировоззрение о «правильной» роли дамы в семье и обществе.
-
Проявляет ревность к успехам Кати и ее общению с иными мужиками.
Принципиально отметить, что Гоша не применяет физического насилия, что вводит в заблуждение зрителей и не дозволяет им распознать абьюзивную природу поведения головного героя.
Деяния Гоши ориентированы на подчинение Кати его воле, изменение ее личности и вида жизни под его представления о безупречной даме. Такое поведение представлено в кинофильме как проявление мужественности и заботы.
Воздействие Гоши на Катю
Поведение Гоши оказывает воздействие на Катю и вызывает конфигурации в ее нраве и поступках
Конфигурации в поведении
-
Катя начинает скрывать собственный проф статус, меняет привычки.
-
Ограничивает общение с друзьями.
-
Ставит потребности Гоши выше собственных.
Эмоциональное состояние
-
Катя испытывает неизменное напряжение, опасаясь разочаровать Гошу.
-
У нее возникает неуверенность внутри себя и собственных решениях.
-
Возникает внутренний конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) меж любовью к Гоше и рвением к самореализации.
-
Она ощущает вину за собственный фуррор и заслуги.
Пробы сохранить дела
-
Катя готова идти на компромиссы, жертвуя своими интересами.
-
Прилагает усилия, чтоб удержать Гошу, когда тот уходит.
Невзирая на свою силу и независимость, под воздействием Гоши Катя равномерно теряет уверенность внутри себя. Она начинает колебаться в корректности собственного актуального пути и ценности собственных достижений, пример того, как абьюзивные дела могут подорвать самооценку мощной личности.
Соц контекст: абьюз в русском обществе
В обществе тема домашнего насилия и абьюзивных отношений не дискуссировалась на публике. Было негласное правило «не выносить сор из избы», что содействовало замалчиванию трудности.
Половые стереотипы были всераспространены:
-
мужик числился главой семьи, имеющим право принимать все принципиальные решения;
-
от дамы ожидалось повиновение и готовность жертвовать карьерой ради семьи;
-
удачная дама воспринималась как угроза мужской самооценке.
Поведение Гоши, которое сейчас мы распознаем как абьюзивное, в то время могло восприниматься как проявление истинной мужественности — его рвение надзирать Катю оправдывалось заботой и желанием сделать правильную семью. Соц контекст важен для осознания, почему дела Гоши и Кати не вызывали осуждения у большинства зрителей тех пор.
Современный взор на дела Гоши и Кати
Дела Гоши и Кати смотрятся проблемными. Сейчас мы осознаем природу абьюза и его последствия: поведение Гоши, ранее воспринимаемое как проявление силы и заботы, распознается как ядовитое и манипулятивное.
За прошедшие десятилетия поменялось отношение к гендерным ролям и личным границам, рвение к равноправию в отношениях сделалось нормой. Современный зритель, возможно, будет соболезновать Кате и осуждать пробы Гоши надзирать ее жизнь. Этот сдвиг в восприятии показывает значимость неизменного переосмысления культурных норм и их воздействия на межличностные дела.
Анализ отношений Гоши и Кати, на мой взор, показывает значимость умения распознавать признаки абьюза, ведь здоровые дела строятся на обоюдном почтении, поддержке и равноправии. Если вы узнали себя в обрисованных ситуациях либо увидели подобные паттерны в отношениях близких, не стесняйтесь обратиться за проф помощью.