Точка зрения

Абьюзивные отношения в советском кино: разбор на примере Гоши и Кати из фильма «Москва слезам не верит»

Абьюзивные отношения в советском кино: разбор на примере Гоши и Кати из фильма «Москва слезам не верит»

Кадр из кинофильма «Москва слезам не верует»

Кино Mail.ru

Катя — мощная, целеустремленная дама, смогшая достигнуть фуррора в карьере и в одиночку воспитать дочь. Она независима, умна и несет ответственность, но в глубине души грезит о истинной любви и крепкой семье. Гоша стает перед зрителями в амплуа реального мужчины — уверенный внутри себя, с чувством собственного плюсы. Он образован, имеет многосторонние интересы и твердые убеждения о роли мужчины в семье. Гоша покоряет Катю собственной харизмой и кажущейся надежностью, но его поведение нередко выходит за рамки здоровых отношений.

Признаки абьюзивных отношений

Абьюз в отношениях — это систематическое деструктивное поведение 1-го напарника по отношению к другому. Цель абьюзера — установить контроль и власть над жертвой.

Главные формы абьюза:

  • чувственный — унижения, критика, обесценивание эмоций;

  • психический  — манипуляции, опасности, газлайтинг (пробы уверить жертву, что она сходит с мозга);

  • денежный — контроль над средствами напарника;

    Похожие статьи
  • физический — от толчков до побоев;

  • сексапильный — принуждение к интимной близости.

Психический портрет абьюзера нередко включает последующие черты:

  • желание доминировать и надзирать;

  • низкая самооценка, маскируемая показной уверенностью;

  • отсутствие эмпатии;

  • ревность и собственничество;

  • неспособность брать ответственность за свои деяния.

Абьюзеры манипулируют, чередуя периоды злости с проявлениями любви и заботы. Так раскачиваются чувственные «качели», которые затрудняют уход жертвы из ядовитых отношений.

Анализ поведения Гоши

В кинофильме «Москва слезам не верует» некие поступки Гоши свойственны для абьюзивных отношений.

Проявления контроля

  • Он настаивает, чтоб Катя бросила работу, невзирая на ее высшую должность и любовь к профессии.

  • Он просит, чтоб Катя не общалась с друзьями без его ведома и разрешения.

  • Устанавливает твердые правила в доме Кати, игнорируя ее мировоззрение.

Манипуляции

  • Гоша употребляет стратегию молчания и исчезновения, когда выяснит о высочайшем статусе Кати.

  • Он играет на эмоциях Кати, зная о ее ужасе одиночества и желании сделать семью.

  • Ставит ультиматумы, заставляя Катю выбирать меж ним и ее образом жизни.

Эмоциональное давление

  • Гоша обесценивает заслуги Кати, намекая, что ее фуррор в карьере делает ее наименее женственной.

  • Он навязывает свое мировоззрение о «правильной» роли дамы в семье и обществе.

  • Проявляет ревность к успехам Кати и ее общению с иными мужиками.

Принципиально отметить, что Гоша не применяет физического насилия, что вводит в заблуждение зрителей и не дозволяет им распознать абьюзивную природу поведения головного героя.

Деяния Гоши ориентированы на подчинение Кати его воле, изменение ее личности и вида жизни под его представления о безупречной даме. Такое поведение представлено в кинофильме как проявление мужественности и заботы.

Воздействие Гоши на Катю

Поведение Гоши оказывает воздействие на Катю и вызывает конфигурации в ее нраве и поступках

Конфигурации в поведении

  • Катя начинает скрывать собственный проф статус, меняет привычки.

  • Ограничивает общение с друзьями.

  • Ставит потребности Гоши выше собственных.

Эмоциональное состояние

  • Катя испытывает неизменное напряжение, опасаясь разочаровать Гошу.

  • У нее возникает неуверенность внутри себя и собственных решениях.

  • Возникает внутренний конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) меж любовью к Гоше и рвением к самореализации.

  • Она ощущает вину за собственный фуррор и заслуги.

Пробы сохранить дела

  • Катя готова идти на компромиссы, жертвуя своими интересами.

  • Прилагает усилия, чтоб удержать Гошу, когда тот уходит.

Невзирая на свою силу и независимость, под воздействием Гоши Катя равномерно теряет уверенность внутри себя. Она начинает колебаться в корректности собственного актуального пути и ценности собственных достижений, пример того, как абьюзивные дела могут подорвать самооценку мощной личности.

Соц контекст: абьюз в русском обществе

В обществе тема домашнего насилия и абьюзивных отношений не дискуссировалась на публике. Было негласное правило «не выносить сор из избы», что содействовало замалчиванию трудности.

Половые стереотипы были всераспространены:

  • мужик числился главой семьи, имеющим право принимать все принципиальные решения;

  • от дамы ожидалось повиновение и готовность жертвовать карьерой ради семьи;

  • удачная дама воспринималась как угроза мужской самооценке.

Поведение Гоши, которое сейчас мы распознаем как абьюзивное, в то время могло восприниматься как проявление истинной мужественности — его рвение надзирать Катю оправдывалось заботой и желанием сделать правильную семью. Соц контекст важен для осознания, почему дела Гоши и Кати не вызывали осуждения у большинства зрителей тех пор.

Современный взор на дела Гоши и Кати

Дела Гоши и Кати смотрятся проблемными. Сейчас мы осознаем природу абьюза и его последствия: поведение Гоши, ранее воспринимаемое как проявление силы и заботы, распознается как ядовитое и манипулятивное.

За прошедшие десятилетия поменялось отношение к гендерным ролям и личным границам, рвение к равноправию в отношениях сделалось нормой. Современный зритель, возможно, будет соболезновать Кате и осуждать пробы Гоши надзирать ее жизнь. Этот сдвиг в восприятии показывает значимость неизменного переосмысления культурных норм и их воздействия на межличностные дела.

Анализ отношений Гоши и Кати, на мой взор, показывает значимость умения распознавать признаки абьюза, ведь здоровые дела строятся на обоюдном почтении, поддержке и равноправии. Если вы узнали себя в обрисованных ситуациях либо увидели подобные паттерны в отношениях близких, не стесняйтесь обратиться за проф помощью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»