Азбука абьюза: 5 лучших фильмов о нездоровых отношениях
Кадр из кинофильма «Газовый свет» (1944)
1. «Газовый свет» (1944)
«Газовый свет» — это, без преувеличения, классика мирового кино, эталон южноамериканского триллера, со своим стилем и фишками. Джорджу Кьюкору, режиссеру почти всех кинофильмов, позднее вошедших в золотой голливудский фонд, удалось не только лишь показать черную сторону типо близких отношений, да и вынудить гласить о собственном кинофильме почти всех психологов — ведь кинофильм отдал заглавие газлайтингу, одному из самых всераспространенных видов психического насилия.
«Рачительный» супруг главной героини — далековато не наилучший партнер. Он отлично притворяется, но в отношениях преследует свои собственные цели. И чтоб их достигнуть, прибегает к самым ужасным манипуляциям: принуждает героиню колебаться в собственных мемуарах, уверяет ее в том, что она лицезреет галлюцинации. Схожее поведение вне сомнения можно интерпретировать как абьюз. Чужие эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) не считываются как сигналы, не учитываются в отношениях. Близость оказывается поводом для употребления и поощрения собственного эго.
- Тест: Гостинг, газлайтинг, бредкрамбинг — сталкивались ли вы с ядовитым поведением?
Каково это — сводить другого человека с мозга? И, самое принципиальное, каково ощущать, что с тобой это делают? Невзирая на то что с выхода кинофильма прошло уже восемьдесят лет, почти все, что соединено с человечьим поведением, не устарело. Не понимаю, как вас, но меня это принуждает задуматься.
Кадр из кинофильма «Исчезнувшая» (2014)
2. «Исчезнувшая» (2014)
Дэвид Финчер, пожалуй, один из самых узнаваемых режиссеров современности, как как будто заявляет собственной «Исчезнувшей»: глубоко в нас живут ужасы и ненависть, с которыми не любой сумеет совладать. И если все-же поддаться им, то можно пойти не только лишь на обман, да и на куда наиболее ужасное и суровое грех…
Нередко в семейных парах задачи не решаются, а просто игнорируются. Кто-то подавляет чувство омерзения, кто-то всекрете начинает непереносить собственного напарника. Мы лицезреем, как герои, от всей души полюбившие друг дружку, не управляются с ответственностью, и любой из их сбегает из настоящего мира. Дела прекращаются, да и опосля этого герои продолжают причинять друг дружке боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)…
Естественно, кому-то этот кинофильм может показаться не самым близким к реальности, а в чем либо даже гротескным, но главная метафора, двигающая сюжет, совсем понятна — насилие постоянно порождает насилие. Финчер продолжает и гласит: «Клин клином не вышибают! Образумьтесь!»
При просмотре «Исчезнувшей» так и охото себя спросить: так же кто прав, а кто повинет? Но, как и на истинной терапевтической сессии, понимаешь, что все не так просто. Ели вдруг вы желали погрузиться в подобные сложные кейсы, то этот кинофильм совершенно для вас подойдет.
Кадр из кинофильма «Сияние» (1980)
3. «Сияние» (1980)
Навряд ли найдется человек, который не слышал о этом знаменитом кинофильме ужасов. Пусть кинокритики по-разному оценивают кубриковскую адаптацию романа Стивена Кинга «Сияние», исполненную, как ни крути, в особенной и узнаваемой манере, — для нас это не так принципиально. Нам принципиальна психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека) человека, его деяния и мотивация.
Если мы попробуем закрыть глаза на всю происходящую по сюжету мистику, потаенны старенького отеля, странноватые убийства и пугающие знаки, то увидим, что этот кинофильм, быть может, и не о любви, но как минимум о непростых человечьих отношениях.
Как посодействовать друг дружке во время кризиса? Любой чемодан стоит разглядывать раздельно. Вынужденно оказавшиеся в закрытом пространстве члены семьи больше испытывают напряжение, а малые пробы что-то поправить напоминают быстрее желание забыться, не делать мыслить о отношениях. В дело вступают алкоголь и стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз), лишь подкрепляющие нарастающую ненависть и ужас. Так что все-таки может напугать больше — монстр либо ваш близкий?..
Кадр из кинофильма «Волк с Уолл-стрит» (2013)
4. «Мать!» (2017)
Прекрасная история, строящаяся на больной любви 1-го и тяжести большущего таланта другого. Как научиться жить так, чтоб делить работу и дела? Может быть ли это? Ответа психолога: да, может быть. Ответ Даррена Аронофски… Никаких спойлеров, так что поглядите сами и узнаете.
Аронофски — большенный живописец, потому в его кинофильме нашлось пространство целому ряду красивых метафор. Но опять-таки, это только декорации, определенная форма, воспользовавшись которой до нас доносят смысл. Если мы отбросим это, то что остается? Правильно, останутся лишь два человека, которые обожают друг дружку так очень, что воздуха меж ними не остается. Свои собственные желания перестают иметь некий смысл, на фоне что развивается злоба, которую становится неосуществимым подавлять…
Чудилось бы, главные герои пробуют что-то поправить, но у их не хватает ресурсов. Они не могут отдыхать. Забота сменяется контролем, а комфортное семейное гнездышко больше не дает такового чувства сохранности. Жизнь идет по кругу психического насилия.
Кадр из кинофильма «Мать!» (2017)
5. «Волк с Уолл-стрит» (2014)
История взлета и падения превосходного брокера Джордана Белфорта. Естественно, основная тема кинофильма — деньги и хитросплетения, да к тому же приправленные твердыми скорсезовскими остротами. Да и здесь психологу будет в чем покопаться.
Во-1-х, основной герой — зависимый (попытайтесь, к слову, во время просмотра кинофильма посчитать, сколько у него зависимостей). Во-2-х, погружаясь с головой в бизнес и средства, Белфорт перестает осознавать, где завершается работа и начинается дом и семья. Сколько шагов пройдет человек от бытовой перепалки до рукоприкладства?.. За любовными линиями в «Волке с Уолл-стрит» смотреть не наименее любопытно.
Этот кинофильм отлично показывает принцип построений здоровых отношений: сколько угодно можно поменять кар, но если оставаться на той же дороге, то ничего не поменяется.