Бить подушку — дохлый номер: почему это бесполезно и как надо выпускать пар
Midjourney
История идеи: при чем здесь Аристотель?
Теория катарсиса всходит к идеям древнегреческого философа Аристотеля, чей вклад в науку и культуру оказал неизменное воздействие на следующие поколения (так как остался в нашей голове даже опосля стольких лет вне школы).
В собственном трактате «Поэтика» Аристотель обрисовал катарсис как очищение либо освобождение, которое человек испытывает при помощи искусства — в главном театра. Аристотель подразумевал, что, следя за страданиями героев на сцене, зрители переживают похожие чувства (ужас, жалость) и таковым образом освобождаются от их. Процесс этот напоминал душ для души: вода смывает грязюка, а катастрофа стирает духовные переживания.
Катарсис лег в фундамент идеи о том, что выражение чувств, в особенности негативных, приводит к их ослаблению. Этот подход получил развитие и укрепился в сознании людей как нечто само собой разумеющееся. Вправду, что быть может логичнее, чем выплеснуть гнев, чтоб ощутить облегчение?
Сначала XX века Зигмунд Фрейд, воодушевленный работами Йозефа Брейера, расширил и адаптировал идею катарсиса, применяя ее в психоанализе. Фрейд считал, что подавленные эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) могут быть предпосылкой психологических расстройств, и подразумевал, что их выражение — через осознанное обсуждение либо физические деяния — помогает избавиться от внутреннего напряжения. Так катарсис стал основой огромного количества терапевтических методик, от традиционного психоанализа до специфичных техник: крикотерапии, к примеру.
Критика: что пошло не так?
Но, как это нередко бывает с мыслями, которые кажутся очень неплохими, чтоб быть правдой, катарсис попал под пристальное внимание критиков. Уже посреди XX века исследователи начали инспектировать догадки, лежащие в базе катарсиса, и результаты оказались, мягко говоря, разноплановыми.
Ну и сам Фрейд по мере развития собственных концепций стал критически относиться к начальной идее катарсиса как всепригодного средства исцеления неврозов и перебежал к разработке остальных способов — к примеру, вольных ассоциаций, и анализу сновидений.
Берковиц: фрустрация и злость
Приметным исследователем, который подверг идею катарсиса критике, был южноамериканский психолог Леонард Берковиц. Он предложил другой взор на злость и сделал вывод, что выражение гнева может привести к усилению брутальных импульсов, а не к их ослаблению.
Берковиц обосновал, что выражение злости может усилить нехорошие эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) заместо освобождения от их
В 1962 году он развил догадку фрустрации-агрессии (ее создатели — исследователи из Йельской школы, в том числе Джон Доллард), которая подразумевает, что злость возникает как прямое следствие фрустрации — состояния, когда человек сталкивается с препятствиями на пути к достижению собственных целей либо ублажению потребностей.
Берковиц догадку расширил, предположив, что фрустрация сама по для себя не постоянно приводит к злости, но если она сопровождается отрицательными эмоциями, таковыми как гнев либо разочарование, то возможность брутального поведения существенно увеличивается.
Злость по Берковицу — это не попросту механизм снятия напряжения, а сложное эмоциональное состояние, которое может усиливаться зависимо от ситуации и окружения. К примеру, если человек лупит подушечку, чтоб избавиться от стресса, это может вызвать ассоциацию с актом насилия, усиливая чувство гнева и подталкивая его к предстоящим брутальным действиям. В итоге, заместо того чтоб успокоиться, человек полностью может ощутить себя еще наиболее раздраженным.
Бушман: злость в квадрате
Мысль катарсиса просто так не сдавалась. В конце концов, она была очень лаконична и презентабельна, чтоб ее так просто откинуть.
Не сдавались и исследователи. В 1999 году Брэд Бушман, доктор психологии и коммуникаций в Институте штата Огайо, привел один из более ярчайших и убедительных примеров, подтверждающих идея, что выражение злости не только лишь не понижает ее, но может усиливать.
В собственных опытах Бушман детально исследовал, как разные способы «разрядки» злости, включая наш объект энтузиазма — битье подушечки — влияют на эмоциональное состояние участников.
Участникам опыта предложили написать эссе на вольную тему, опосля чего же они получили типо нехорошие отзывы от остальных участников. Этот нехороший отзыв был должен вызвать у подопытных чувство фрустрации и гнева.
Опосля этого одну группу участников попросили «разрядить» напряжение на боксерской груше, представляя, что они лупят человека, который оставил нехороший отзыв. 2-ая группа тоже лупила по мешку, но задумывалась о физической полезности, которую они получают от упражнения, а не о человеке, который их привел в ярость. 3-я группа, контрольная, просто посиживала расслабленно в течение такого же времени.
Результаты опыта оказались очень показательными.
Всем участникам предложили возможность проявить злость по отношению к человеку, написавшему нехороший отзыв, в рамках игры, где они могли «наказать» его звучным звуком. Участники из первой группы, которые лупили мешок и представляли обидчика, проявляли существенно наиболее высочайший уровень злости, чем участники из контрольной группы. Даже те, кто лупил мешок, думая о физической полезности, все равно показывали больше брутального поведения, чем те, кто просто посиживал расслабленно.
Заместо того чтоб «выпускать пар», физическое выражение злости делает собственного рода грешный круг, где гнев и раздражение усиливаются
К такому выводу пришел Бушман. Это соединено с тем, что брутальные деяния содействуют удержанию злости в фокусе внимания, усиливают ее физиологические составляющие на гормональном уровне и даже могут привести к выработке привычки вести себя жестко, нормализовав такую реакцию на стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз).
Бушман, как и Берковиц за 40 лет до него, пришел к выводу, что злость — это не то, что можно просто «выплеснуть». И что есть наиболее действенные способы управления гневом: самоконтроль, рефлексия и переосмысление ситуации.
- Читайте у нас на веб-сайте о том, как выражать злоба экологично
Midjourney
Так почему же этот совет продолжают давать?
Мысль катарсиса владеет необыкновенной живучестью
1. 1-ое, что делает ее настолько симпатичной, — наглядность
Мысль о том, что нехорошие эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) необходимо «выпустить» наружу, чтоб избавиться от их, кажется интуитивно понятной и логичной. В обществе укоренилась метафора «давления», которое нужно сбросить, по другому оно приведет к взрыву. Люди нередко ассоциируют гнев с бурлящим чайником — если не отдать пару выйти, он рано либо поздно откинет крышку. Эта аналогия просто воспринимается на бытовом уровне и потому продолжает существовать, сколько исследовательских работ бы мы ни прочли.
2. Ну а еще мы стремимся к обычным решениям сложных заморочек
Управление чувствами — это тяжелый и длинный процесс, требующий самоконтроля, осознанности и нередко работы с психологом, другими словами… средств. В данной нам ситуации катарсис и подушечка кажутся легкодоступным выходом, не требующим значимых усилий.
3. Когнитивное искажение: «А еще я так делал в детстве, и мне помогало!»
Почти все люди вправду ощущают временное облегчение опосля того, как «выплеснули» собственный гнев при помощи клика, разорванной в клочья газеты либо конфликта. Но это облегчение быть может обманчивым. Закон логики: опосля — не означает вследствие.
Как досадно бы это не звучало, но мы склонны замечать и запоминать те случаи, когда катарсис, чудилось бы, сработал, и игнорировать либо забывать те, где он не принес полезности либо ухудшил ситуацию. Это confirmation bias, предвзятость доказательства, когнитивное искажение, которое принуждает нас находить доказательство для уже имеющихся убеждений.
Попробуете понаблюдать за собой снова, зная о этом?
Если не подушечка, то что помогает выпустить пар?
Сперва в голову приходят глубочайшие вдохи, счет до 10 и, естественно, воображаемые тихие места с пляжами и пальмами. Но давайте будем добросовестными: это не постоянно работает.
Управление гневом — не попросту вопросец того, чтоб не «подорваться». Это умение не доводить собственный чайник до состояния, когда он управляет всеми устройствами в доме. Тут будет нужно навык осознавать и перерабатывать свои эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений).
1. Переосмысление: угол зрения
Один из самых действенных методов совладать с гневом — это когнитивная реструктуризация, либо, проще говоря, умение посмотреть на ситуацию под иным углом.
Итак, кто-то подрезал вас на дороге, и Халк готов выйти наружу. Но что если этот человек торопится в поликлинику к рожающей супруге? Либо он просто невнимательный дурачок, а не злостный нахал на BMW? Ох, сколько он за сервис платит, а сколько машинка бензина ест…
Переключившись с личной обиды на нейтральное восприятие и сострадание, вы сможете понизить интенсивность реакции. В последующий раз, когда почувствуете, что закипаете, попытайтесь вслух спросить себя: «А может, у меня все не так плохо, как кажется?»
- Как оставаться размеренным и не срываться?
2. Самоирония: хохот — наилучший союзник
Здоровая доза юмора может разрядить всякую ситуацию. Лишь не путайте юмор с сарказмом, который просто преобразуется в пассивную злость.
Попытайтесь посмотреть на ситуацию с самоиронией. Пропустили принципиальный звонок, и сейчас злитесь на себя? Быстрее всего, это не крайний звонок в вашей жизни, и совершенно, мобильники в 90-е были еще больше и неудобнее — целый чемодан приходилось с собой таскать. А на данный момент можно погрустить, позлиться, но в процессе сходить за кофе, не пиная себя по коленкам.
Хохот над своей неидеальностью не только лишь понижает уровень гнева, да и делает вас, что важно, красивее в очах окружающих.
- Как использовать аутоюмор в кризисных ситуациях — попытайтесь на для себя
3. Письмо: изливаем мысли на бумагу
Время от времени слова в голове вертятся с таковой скоростью, что вы ощущаете себя хомячком из TikTok. В таковых вариантах полезно взять ручку и бумагу. Конкретно бумагу, а не клавиатуру, поэтому что процесс написания от руки просит времени и усилий, что уже {само по себе} замедляет и успокаивает.
Опишите все, что вас раздражает. Разрешите для себя не фильтровать мысли, пусть это будет добросовестный монолог, полный злобы и нецензурщины. Для вас его в соцсети не выкладывать. Сейчас перечитайте.
Когда мы лицезреем свои мысли на бумаге, они кажутся нам куда наименее суровыми, чем в голове. И уже сам факт того, что вы смогли это выразить, а не подавить, понижает уровень напряжения.
- Как вести ежедневник чувств
4. Физическая активность: энергия в дело
Да, мы лишь что на 4 страничках разъясняли, почему битье подушечки не работает. Но это не означает, что физическая активность никчемна.
Основное — избрать верный формат и настрой. Походить на свежайшем воздухе, побегать, заняться йогой, — все это помогает переработать накопившуюся энергию и возвратить спокойствие. Постоянные физические упражнения понижают общий уровень стресса и делают нас наиболее устойчивыми к раздражителям.
Просто помните: не надо созодать это жестко, сосредоточьтесь на процессе и наслаждении от движения.
- Какой вид спорта поможет совладать с чувствами
5. Общение: моя твоя понимай?
Тут важен верный подход: не нужно взрываться, лучше побеседовать. Сказать другому человеку, что вас что-то разозлило, — это не слабость, а людская сила. Основное — созодать все конструктивно, без обвинений и оскорблений.
Не выходит? Попытайтесь поначалу написать, а позже зачитать. Поможет понизить напряжение и даст возможность партнеру осознать вас, а не защищаться в ответ (и не скрываться под столом).
Гнев — это не неприятель, да и не наилучший друг. Это сигнал, что что-то пошло не так, а означает, задачка организма и разума, его населяющего, — не подавить восстание, а научиться управлять ситуацией. Так будет проще избежать переворотов и ментального кровопролития. Ну и подушечки будут целы.
- Как научиться выражать свои чувства