Чацкий: опередивший время, отвергнутый окружающими
Кадр из кинофильма «Горе от разума» (1977 год)
YouTube
Умен ли Чацкий
Постоянно ли мы признательны тем, кто открывает нам глаза на самих себя? Может быть, будущее обоснует правоту этих сверкающих предвестников новейшего времени. Но в момент, когда большинству еще охото держаться за обычное, тот, кого мы воспринимаем как опасность уже существующему миропорядку, ненавистен нам. Такой Чацкий.
Он гласит, что лицезреет, а лицезреет он много, так как, уехав из Москвы, расширив свои и так не узенькие представления о мире, способен посмотреть на все происходящее в обществе той Москвы из мета-позиции, сверху. Вопросец в том, постоянно ли стоит докладывать о увиденном и необходимо ли делиться осознанным без встречного вопросца, да к тому же с обличительным раздражением? Не лучше ли бросить при для себя неприятную для остальных правду?
Пассионарии, люди, опережающие свое время, постоянно стают жертвами
Обычно их уничтожает сопротивляющаяся нововведениям эра. Чацкий на физическом уровне не уничтожен. Но отторгнут. Признан безумным. Его наиболее везучий конкурент в личных делах Молчалин владеет наиболее развитыми коммуникативными способностями. Уступая Чацкому в плюсах и возможностях, не владея ни блестящим разумом, ни броской личностью, он умеет принципиальное: приспособиться к ситуации, сказать то, что желают услышать.
Грустно, что, ловко манипулируя человеческой жаждой слышать приятное, конкретно Молчалин получает признание. Но ведь умница Чацкий желает такого же, за сиим он и ворачивается к любимой из исканий и поездок. И… гласит лишь о для себя и собственных представлениях о мире. Он штурмует все то, что принципиально его драгоценной Софье, и проигрывает.
Похоже, обесценивание того, что недешево твоему близкому, — не самый резвый путь к его сердечку. Быстрее напротив: какой бы ни была принципиальной правда, если она разрушает что-то ценное в системе представлений другого, это ведет не к близости, а к потере.
Мог ли Чацкий поступить по-другому
Наш герой действует в согласовании со своими ценностями. Он из тех, кто готов подвергнуться изгнанию, только бы сохранить особенность. Не кинет свои взоры даже ценой утраты отношений. Правда для него важнее любви. Катастрофа его в том, что девицы в то время очень зависели от представления общества.
Время тургеневских дам, любивших огненных революционеров, еще не пришло, и поэтому — «вон из Москвы, сюда я больше не ездок!»
Как тяжело Чацкому и ему схожим играться в социальные игры! В таком случае их удел — одиночество, поиск мест, «где оскорбленному есть чувству уголок». И, как досадно бы это не звучало, тогда общество лишается блестящего разума, который оно, к огорчению, не в состоянии признать и оценить, а Чацкие лишаются поклонников и возлюбленных.
Александр Грибоедов «Горе от разума»
Грибоедов был известным языковедом и дипломатом, экономистом и историком, музыкантом и композитором. Но основным и возлюбленным занятием он считал литературу. Александр Сергеевич неописуемо тонко ощущал жизнь и опережал время на несколько поколений, потому даже сейчас просто услышать цитаты из его величавых произведений, которые за практически двести лет не утратили собственной актуальности.
Книжка на веб-сайте издательства «МИФ»Выяснить ценуРеклама. www.mann-ivanov-ferber.ru