Что на самом деле значит наше отношение к другим
Читая еще одну историю про домашнее насилие, друг раздраженно произнес: «Я совсем не могу осознать, что у их в мозгах творится! Как можно, с одной стороны, так глумиться над человеком, а с иной стороны — так длительно вытерпеть?! Это безумие некое».
Когда мы сталкиваемся с таковым поведением остальных, которое не можем разъяснить, то нередко говорим о их безумии либо глупости
Просочиться в чужое сознание тяжело, и если сам не ведешь себя так, как тот, кого ты не понимаешь, лишь и остается, что разводить в недоумении руками. Либо все-же попробовать с помощью логики и собственного опыта отыскать ответ: почему?
О чем гласит наше отношение к остальным
В этих поисках можно опереться на принцип, издавна открытый психологами и философами: в разговоре с остальным мы не можем подняться выше уровня отношений с самими собой. Другими словами: то, как мы обращаемся с иными, показывает на то, как мы относимся к для себя. Повсевременно стыдящий остальных стыдится самого себя. Изливающий ненависть на окружающих терпеть не может себя.
Нехорошее
Известен феномен: почти все супруги и супруги, терроризирующие свои семьи, чувствуют себя совсем не могущественными агрессорами, а злосчастными жертвами тех, кого они истязают. Как такое может быть?
Дело в том, что снутри психики этих деспотов уже есть собственный внутренний деспот
И он, совсем неосознаваемый, глумится над той частью их личности, которая доступна сознанию. Они не могут рассмотреть этого внутреннего деспота, он недоступен (как без зеркала нам труднодоступно созидать свою наружность), — и проецируют этот образ на тех, кто рядом.
Да и у жертвы тоже есть ее свой внутренний деспот, который терроризирует ее, лишая права на самоуважение. Она не лицезреет ценности в самой для себя, потому дела с настоящим наружным деспотом стают важнее, чем личное самочувствие.
Не плохое
Правило «как с собой, так и с иными» правильно и в положительном значении. С заботы о для себя начинается забота о другом. Уважая свои желания и потребности, мы обучаемся уважать чужие.
Если же мы отказываемся от заботы о для себя, вполне посвящая себя остальным, — то мы и окружающим откажем в праве самим, без нас, хлопотать о для себя
Так рождается рвение «душить заботой» и «причинять добро». Чем больше мы жертвуем собой, тем огромных жертв требуем от других.
Как лучше выяснить себя через общение с окружающими
Так что если мне охото осознать внутренний мир другого, я смотрю на то, как он обходится с окружающими. А если мне охото узреть что-то внутри себя, я обращу внимание на то, как мне с иными людьми. И если с людьми плохо, похоже, что «плохо» я делаю сначала себе. Поэтому что уровень общения с окружающими определяется сначала уровнем общения с самим собой.