«Да что я там не видела»: почему бабушки нарушают личные границы детей и как это исправить
Индивидуальности личных границ у деток и подростков
Личные границы начинают формироваться в ранешном детстве и продолжают развиваться по мере взросления человека. Они содержат в себе физические, чувственные, психические и социальные нюансы.
Принципиально учесть последующие этапы:
-
0–2 года — ребенок обучается распознавать, когда его потребности удовлетворены, а когда нет. Формируются базисные чувства сохранности и доверия.
-
2–5 лет — ребенок начинает обдумывать свою независимость и обучается выражать желания и потребности. В этом возрасте принципиально давать ребенку возможность созодать выбор и уважать его решения (естественно, в рамках разумного).
-
5–12 лет — ребенок обучается наиболее сложным соц способностям, осознает идею личного места и почтения к границам остальных. Тут важны правила и структура, которые помогают детям осознать, что допустимо, а что нет.
-
12–18 лет — ребенок интенсивно изучит свою идентичность, обучается устанавливать собственные правила и защищать свои границы в отношениях с иными людьми.
Осознание этих основ поможет ответить на вопросец: «Бабушка вправду нарушает границы либо мне кажется?» А чтоб было еще проще разобраться, приведем несколько примеров.
Примеры нарушения границ малыша
Критика наружного вида
Бабушка, видя внучку в новейшей мешковатой «мальчишеской» одежке гласит: «Что это ты надела? Ты же девченка! Обязана одеваться прекрасно». Внучка ощущает себя неудобно и неуверенно, начинает колебаться в собственном вкусе и наружном виде.
Принуждение к еде
Бабушка: «Доедай все до крайней крошки! Я ведь старалась». Ребенок теряет энтузиазм к еде, может начать переедать либо, напротив, избегать еды, чтоб не испытывать давление.
Вторжение в личное место
Бабушка входит в комнату ребенка без стука и гласит: «Что ты здесь делаешь? Почему дверь закрыта?» Ребенок живет в тревоге, становится наиболее закрытым и раздражительным.
Сопоставление с иными детками
Бабушка: «Взгляни на отпрыска нашей соседки! В школе отличник, дома постоянно маме помогает, а ты что?» Ребенок ощущает себя неуспешным и недооцененным, возникает чувство неполноценности.
Критика через сопоставление с собой
Бабушка: «В наше время детки не посиживали в вебе целыми деньками, мы были на улице и игрались в истинные обычные игры». Ребенок ощущает, что его стиль жизни не соображают, не принимают и не уважают.
Нежелание учесть мировоззрение малыша
Бабушка: «Ты еще мал, чтоб принимать решения. Делай так, как я произнесла. Я лучше понимаю». Ребенок чувствует, что его мировоззрение непринципиально. Это приводит к заниженной самооценке и чувству слабости.
Отказ во встрече с друзьями
Бабушка: «Для чего для тебя эти друзья? Сиди дома, обучайся лучше. Друзья нехорошему обучат!» Ребенок ощущает себя изолированным и одиноким, начинает скрывать свои желания и общение с друзьями.
Приводить примеры можно нескончаемо. Для бабушки эти деяния могут казаться безопасными и даже полезными, но для малыша они источник стресса.
- Тест: Замечаете ли вы чужие границы?
Почему принципиально уважать границы малыша
Почтение личных границ малыша — принципиальный нюанс его психологического и чувственного здоровья. Нарушение границ можно разглядывать как насилие. Научно подтверждено, что психологическое, физическое и сексапильное насилие вредит психике (психика – Субъективный внутренний мир человека, оппосредованный/оппосредующий взаимодействие человека с внешним миром).
Вот некие, но далековато не все последствия:
-
заниженная самооценка;
-
неуверенность внутри себя;
-
чувство вины и стыда;
-
тревога и депрессия;
-
недоверие к людям;
-
трудности с построением здоровых отношений.
Границы — это правила, то, что мы считаем применимым и неприемлемым в отношениях. Если ребенок привык вытерпеть критику со стороны бабушки, то во взрослой жизни он будет вытерпеть такое же воззвание со стороны коллег и друзей. Либо выстроит весьма твердые границы, будет бурно реагировать даже на конструктивные замечания («Я никому не дозволю помыкать собой!»).
Почему бабушки нарушают личные границы внуков
В редчайших вариантах бабушки сознательно вредят внукам — почаще их деяния продиктованы заботой и любовью. Но мы разглядим все вероятные предпосылки.
Разница поколений
Во времена, когда бабушки растили собственных деток, социальные нормы и ожидания были иными. Личное место и автономия малыша не были в центре внимания, как это происходит сейчас, а психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека) в Рф лишь начинала развиваться.
Личные убеждения и опыт
Во времена, когда бабушки сами были детками, о психологии и бережном воспитании знали еще меньше. Бабушка могла не иметь личных границ в детстве и не обдумывать их значимости. Ребенок без границ растет во взрослого без границ, а если нет понимания собственного места, то часто нет и осознания личной зоны остальных людей.
Потребность быть подходящей
Включаясь в жизнь малыша, бабушка желает получить порцию внимания и благодарности.
Психические индивидуальности
Время от времени бабушки соперничают с мамами, сознательно подрывают родительский авторитет, желают обосновать свою правоту. Им быть может трудно признавать свои ошибки, обучаться новенькому, слушать младшее поколение. Даже размеренная просьба о соблюдении границ может восприниматься как грозная критика и больно лупить по самоуважению и самомнению.
Как донести до бабушки ценность границ
Если бабушка вредит осознанно, имеет психическое расстройство либо остальные ментальные индивидуальности, то установить границы будет трудно. Время от времени остается лишь один вариант — ограничение общения с ребенком. В остальных вариантах с грамотным подходом и терпением можно разъяснить бабушкам значимость личных границ для деток.
Как установить границы:
Начните с разговора. Растолкуйте, почему границы малыша важны. Приведите примеры из собственной жизни либо научные факты, можно познакомить бабушку с данной для нас статьей.
Используйте метафоры. Время от времени обыкновенные примеры помогают лучше осознать сущность трудности. Можно сопоставить личные границы с невидимой оградой, которая защищает внутренний мир малыша. Растолкуйте, что почтение этих границ помогает ребенку ощущать себя в сохранности и нормально развиваться.
Установите точные правила. К примеру, условьтесь, что бабушка будет стучать перед тем, как войти в комнату ребенка. Либо что она будет спрашивать, нужна ли ее помощь, до этого чем действовать.
Обратитесь к психологу (одни либо вкупе с бабушкой). Спец сумеет разъяснить значимость границ с проф точки зрения и поможет подобрать рациональные стратегии для их установления. Если бабушка откажется вести взаимодействие, то психолог поможет остальным членам семьи поменять отношение к ситуации.
Также полезно дискуссировать с бабушкой поведение и чувства малыша, это поможет ей понять последствия собственных действий. Не стоит забывать и о ребенке: поддержите, дайте осознать, что его чувства важны. Это укрепит веру малыша в себя и доверие к для вас.
Установление личных границ — принципиальный шаг к гармонии снутри семьи. Но стоит держать в голове, что здоровые дела требуют включенности всех участников. Если бабушка отрешается идти навстречу, то вроде бы вы ни старались, итог быть может неудовлетворительным. Полезно держать в голове о разделении ответственности и верно созидать свою зону контроля.