Феномен «Белых роз»: 5 историй, которые учат видеть прекрасное даже в «плохих» вещах
Древнейшие греки верили, что у всего есть мысль. Есть вещи сломанные, нехорошие, в каких мысль больше не живет либо держится на добросовестном слове. Степан Гаврилов, писатель и создатель подкаста «Занятная хонтология», приводит в пример 5 случаев, которые демонстрируют: можно отыскать нечто красивое в несовершенном и даже нехорошем. Все это он именует «феноменом „Белоснежных роз“».
1. Японское искусство кинцуги
Кинцуги — это японская техника реставрации битой керамики. Роскошную вазу разбивают, а потом аккуратненько склеивают, но не сухим клеем, а лаком, смешанным с золотом. Искусство кинцуги — знак и напоминание, что неважно какая вещь может в один прекрасный момент закончить быть утилитарной, комфортной в использовании. Но при всем этом она не теряет собственной красы и значимости.
2. Вариант в торговом центре
Степан Гаврилов поделился случаем, который произошел с его товарищем. Тот работал сторожем в торговом центре. В один прекрасный момент он с сотрудниками увидел подозрительного мужчину, который в час пик садился на лавочку в самом скрытом месте торгового центра, а потом доставал некое устройство, надевал наушники и закрывал глаза.
Позднее выяснилось, что тот всего только слушал музыку. Но не попросту песни и даже не свои возлюбленные. «Если вы когда-нибудь пробовали вслушаться в музыку, которая играет в торговом центре, то согласитесь, что это точно нехорошая музыка, шаблонная, прогнозируемая», — отмечает Степан Гаврилов в собственном подкасте. Конкретно такую музыку и слушал тот странноватый мужик.
— Я ее изловить пробую, это нехорошая музыка.
— А для чего ты это делаешь? — спросили его.
— Нехорошие вещи необходимо уметь обожать, — дал ответ мужик. — Отличные вещи «любятся» сами.
3. Региональный сюжет
«Когда-то весьма издавна я работал на провинциальном телевидении, — ведает Степан Гаврилов, — и вызнал, что в одном районе городка живет человек, который в собственном гараже собирает пластинки от магнитных сердечников-трансформаторов».
Помните? Те же, которые похожи на буковку Ш, либо Е, либо даже строчную Т. Те же, которые валяются здесь и там во дворах. Оказалось, что тот мужик собрал коллекцию, если не миллионов, то 10-ов либо даже сотен тыщ таковых пластинок. Он годами прогуливался по городку, находил их, сортировал по калибру, раскладывал на полки и сооружал из их что-то.
Для чего? Судя по всему, поэтому что смог узреть в их что-то красивое.
4. Синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) Плюшкина
Степан Александрович Плюшкин — герой произведения Николая Гоголя «Мертвые души». Позднее Плюшкиными начали именовать людей, которые собирают дома большущее количество мусора и хлама. Спецы именуют это патологическим накопительством, либо силлогоманией.
Но думали ли вы о том, что пока мы покупаем отличные вещи, чтоб стремительно употребить и избавиться от их, кто-то собирает бывшие в употреблении, сломанные, нехорошие и ненадобные вещи, а потом в подходящий момент находит им применение?
5. «Нежный май»
На европейских волнах, транслирующих электрическую музыку, можно услышать очень нежданное, говорится в подкасте «Занятная хонтология». «А на данный момент, друзья, прозвучит музыка из прохладной северной страны», — гласит глас итальянского диджея, и намекает он, естественно, на песню русского исполнителя. И здесь раздается что-то бодренькое, но холодное и минорное. Итальянский слушатель в полном экстазе. Это песня «Белоснежные розы» группы «Нежный май».
«Русский слушатель в замешательстве, — гласит Степан Гаврилов. — Это нехороший вкус в чистом виде. Нехорошая вещь… Диджей представляет самую голимую перестроечную попсу как эксклюзивный андеграундный шик».
Знаток пригодного итало-диско просто услышал увлекательный трек на российском и оценил его, рассмотрел его щемящее очарование, его неискусную холодную печаль, считает ведущий подкаста. А мы рассмотреть этого в схожих песнях, заезженных и вначале воспринимавшихся как кринж, уже не можем.
В ЧЕМ СУТЬ «ФЕНОМЕНА „БЕЛЫХ РОЗ“»?
«Парадокс „Белоснежных роз“» — это мысль, согласно которой нужно научиться созидать красивое и необходимое в том, что принято считать нехорошим и неугодным. Ведь если задерживать взор на кое-чем одном, просто стать ограниченным.
При всем этом не речь идет о том, чтоб отдавать предпочтение нехорошим вещам просто из принципа. Отличные вещи, естественно, никуда не уходят. Они остаются постоянными якорями, константами, точками, которые приковывают взор.
Мы с самого рождения лицезреем мир как соподчинение, строгую иерархию. Не принципиально, кто привнес ее, считает Степан Гаврилов. Просто нужно принять, что одни вещи отличные, благолепные, а остальные нехорошие.
ПОЧЕМУ МЫ СТРЕМИМСЯ ЛЮБИТЬ ТО, ЧТО ЛЮБИТ БОЛЬШИНСТВО?
«Так как человек — соц (групповые) существо, ему присуще приспособление под правила либо тренды большинства. Так работает иерархический инстинкт», — гласит психолог Кирилл Яковлев.
Для почти всех из нас характерен конформизм — боязнь выделиться из толпы, тенденция созодать вещи только поэтому, что почти все остальные делают это. Этот эффект относится к групповому мышлению и описывает так называемое стадное поведение.
Конформизм «выдуман» природой, чтоб подчинить группу каким-то одним правилам, создать систему взаимодействия понятной для всякого ее участника и в конце концов повысить шансы на выживание особей данной нам группы. Но тут недозволено не направить внимание на два принципиальных момента.
1. Далековато не факт, что большая часть постоянно право
Массовых заблуждений было много и в древнейшие времена, и в современном мире.
2. У человека имеется очень развитое чувство своей идентичности
Другими словами понимания себя определенной личностью. Чем больше мы развиваем внутреннее представление о для себя, тем больше мы будем склонны к тому, чтоб выбирать собственный «свой» путь, а не попросту «плыть по течению» и «жить как все». Конкретно благодаря таковым людям население земли и движется вперед. Конкретно они отходят от мейнстрима, выбирают свой путь, открывают новейшие горизонты развития в науке, разработках, бизнесе, искусстве и так дальше.
«При всем этом недозволено буквально сказать, что лучше», — отмечает Кирилл Яковлев. Конформизм нужен для сохранения группы. Если любой в ней будет заявлять свое мировоззрение — группа распадется. С иной стороны, серьезное следование правилам группы никогда не приведет к прогрессу. Вот почему почти все мыслят категориями большинства, а другие идут собственной дорогой, ощущая себя первооткрывателями:
-
Никто не пробовал склеить разбитую вазу, а я склею и сделаю это модным направлением в дизайне.
-
Никто не собирал старенькые пластинки, а я соберу и оставлю опосля себя кусок культурного пласта определенной исторической эры.
-
Никто издавна не ставил на радио «Белоснежные розы», а я поставлю. К слову, «Седоватая ночь (то есть темное время суток)» такого же «Нежного мая» не так давно переживала 2-ое рождение благодаря тем, кто решил снять «другое» кино.
Меньшинство выбивается из общего потока и что-то генерирует. Что-то из этого получает одобрение у большинства, а что-то нет. И это нормально. Это и есть жизнь. Так она устроена.
Степан Гаврилов
писатель и создатель подкаста «Занятная хонтология»