Точка зрения

Где начинается насилие: 4 варианта взаимодействия с чужими личными границами

Где начинается насилие: 4 варианта взаимодействия с чужими личными границами

Определения

Для начала желаю обусловиться с 2-мя понятиями.

Насилие

Любые формы действия 1-го человека на другого с целью вынудить его против воли созодать то, что необходимо первому. Главные моменты тут: «любые формы», «цель» (другими словами преднамеренность) и «против воли».

Я не считаю, что неотклонимым условием для определения насилия должны являться, как это сказано в определении Глобальной организации здравоохранения, «телесные повреждения, погибель, психическая травма, отличия в развитии либо различного рода вред».

Личные границы

Линия меж «я/мое» и «не-я/чужое». На «я/мое» на сто процентов и безраздельно распространяется право принадлежности носителя этого «Я», и никто больше не может сиим распоряжаться.

Другое дело, что у людей личные границы разной ширины и, соответственно, различные представления о том, чем они могут распоряжаться, а чем — нет

К примеру, если формально мое личное время/пространство не чувствуется как «мое», то моим временем/местом просто может овладеть иной, и я сопротивления не окажу.

Защищается (злостью) лишь то, что заходит вовнутрь психических границ. Если они страшно тесноватые — то и в жизни этого человека весьма просто потеснить. В последних вариантах «я/мое» не распространяется даже на формально собственное тело.

Опыт

Сущность

Я время от времени предлагаю клиентам провести таковой опыт в паре. Один из «партнеров» выбирает пространство в помещении и на уровне мыслей проводит границу вокруг себя, снутри которой «Я». Опосля того как он это сделает (и никому не гласит о том, где граница), 2-ой начинает приближаться, и задачка первого — приостановить его, как он подойдет к границе.

Похожие статьи

Истории

И вот здесь появляются разные феномены взаимодействия 2-ух людей. Кто-то из приближающихся очень волнуется о уюте ожидающего и останавливается сам, время от времени за пару шажков до мысленной границы. Кто-то из ожидающих просто гласит «стой, далее недозволено», и пригодный тихо останавливался. Были ситуации, когда ожидающий по мере приближения второго «напарника» начинал волноваться, волноваться, но никак не давал знать о том, что дескать, дорогой, ты перебежал границу.

Некие приближающиеся замечали стрессовость и сами тормозили (либо же шагали все наименее и наименее уверенно), некие тихо шли прямо на столкновение, и в этот момент ожидающие начинали пятиться, но как и раньше никак не хотели ни жестом, ни словом приостановить тех, кто очевидно вторгся за границы на уровне мыслей установленных границ.

Был один последний вариант, когда приближающийся мужик просто проигнорировал слова и жесты дамы «стоп!», объясняя это тем, что «я желал подойти, и я сделал то, что желал, а что это она будет мне диктовать, что должен созодать, а что нет?». В сознании этого человека полностью отсутствовали чужие личные границы как факт, даже когда он на уровне «головы» знал о том, что эти границы есть (а в ответ на замечание, что он на данный момент сделал фактически истинное изнасилование, отмахнулся: «Изнасилование — это совершенно другое, я не извращенец некий!»).

Выводы

Опосля этого опыта безизбежно задавались вопросцы:

  • «А что вы ощущали, когда партнер приближался?»

  • «Что происходило с вами, когда вы приближались?»

  • «Как вы обходились со своими переживаниями?»

  • «Что принудило вас вытерпеть дискомфорт, но не давать реакцию на вторжение в личные границы?»

  • «А что побудило вас приближаться и приближаться, невзирая на то что вы соображали/ощущали, что уже забрались на чужую местность?»

В обсуждении для почти всех партнеров часто реальным открытием будет то, что они оба приняли инициативное роль в разработке дискомфортной ситуации, если такая была. Просто «жертв» и просто «насильников» фактически не было, кроме того примера с полным игнором ответной реакции дамы, где роли были верно определены. А так — твердое деление на «не плохих» и «нехороших» провести удавалось далековато не постоянно. Ответы на данные выше вопросцы были различные. И они дают ключ к осознанию того, где завершается здоровое взаимодействие и начинается насилие.

Варианты

1. Гиперчувствительность к чужим границам

В этом случае люди совершенно не вступают в контакт с иным человеком и не обозначают собственных интересов/потребностей, направленных на другого, поэтому что страшатся создать ему неловко.

«Гиперчувствительностью» часто владеют люди, жившие долгое время с теми, у кого личные границы раздуты безмерно и хоть какое «избыточное» движение других воспринималось как нападение.

Отсюда привычка ужимать себя и «гиперуважать» остальных, на сто процентов подавляя свою инициативу. Как следствие — дырявые личные границы, которые просто смять либо проигнорировать, поэтому что другому от их неловко.

2. Способность к контакту на границе

Столкновение

Два человека приближаются, их личные границы сталкиваются, и они дают о этом знать. Тут мое, а тут мое, вот мои желания, а вот мои желания. Происходит обычная демаркация, «притирка». Она вероятна, но, лишь тогда, когда оба напарника молвят о для себя, собственных потребностях и желаниях, и при всем этом имеют выбор, какие потребности напарника они готовы удовлетворять, а какие — нет.

Во время контакта люди повсевременно инспектируют границы друг дружку. К примеру, создать что-то, что ты считаешь приятным для другого, при всем этом не спрашивая его, — это проверка границы. Если иной отреагировал гневом — ты буквально перебежал границу, «причинил добро», и тут принципиально подать вспять и обусловиться с тем, где будет проведена линия.

Но произошедшее — это еще не насилие, это просто нарушение личных границ, которое временами может происходить у всех.

В пример приведу историю с несуразным и весьма неловким подарком. Бабушка подарила собственной малеханькой внучке живого зайчика, никак не приняв в расчет того, что хлопотать о зайчике придется мамы. Что она и делала в течение пару лет, но является ли эта ситуация насилием?

Мать не отказалась принимать этого зайчика, выбрав удовлетворенность малыша, а не собственные потребности. Ничего приятного в данной для нас ситуации нет, но насилием она не является: выбор отрешиться был, правда, стоимость за него была достаточно высока, а границы на тот момент обозначены не были. Необходимо учитывать, что ситуация выбора бывает неверной: вас вроде спрашивают о кое-чем, но ответ игнорируется и человек все равно поступает по-своему.

Проверка

Еще есть один вариант сближения. Когда оба напарника, приближаясь друг к другу, спрашивают: «Как для тебя быть на таком расстоянии? Могу ли я встать ближе?» В обыкновенной жизни это значит внимание к переживаниям и потребностям другого.

Как создать напарника злосчастным? Запамятовать о том, что у него есть своя земля и на данной для нас местности он устанавливает правила сам. Можно попробовать условиться о новейших правилах, но не продавить. С момента продавливания (упрашивания, игнорирования) диалог прекращается и начинается насилие.

3. Игнорирование верно обозначенных чужих границ

Если кто-то верно выразил: «так со мной можно, а так — недозволено», а 2-ой продолжает созодать (либо пробовать создать) то, что охото ему, — с данной для нас точки начинается насилие. И тут никаких остальных вариантов нет.

  • Продавливание. «Я сейчас не желаю секса» — «Ну да хорошо, что для тебя стоит!» С того момента, как прозвучало «Я не желаю секса!» — все последующие пробы приступить к сексу являются попытками вторгнуться на местность, которая закрыта. Почему она закрыта (почему человек не желает секса), это иной вопросец, и при возможности к контакту на границе обоих партнеров он быть может решен. И защитная злость тут — обычная и закономерная реакция.

  • «Благодеяния». Я понимаю историю, в какой отец решил «облагодетельствовать» свою дочь, и, когда она была в отпуске, за две недельки бригада рабочих, нанятых папой, на сто процентов переработала ее квартиру в согласовании с представлениями отца. Никто дочь не спрашивал, очевидно, желает она этого либо нет, а выбора — принимать либо не принимать — у нее не было. Она была поставлена перед фактом. Отец просто удовлетворил свою потребность за счет дочери. На самом деле это — символическое изнасилование, другими словами проникновение вглубь личной (даже интимной) местности без дозволения жертвы, да еще в ее «безотчетном» состоянии.

  • Любые формы взаимодействия, в каких один из партнеров делает с иным то, что желает он, игнорируя волю другого: пищевое насилие, финансовое насилие, нетактичные замечания и сопоставления, обесценивание, непрошенные советы — все это, будучи нарушением личных границ, {само по себе} насилием не является, но становится им, когда прямо было сказано: «Не ассоциируй меня с Женей либо Сашей, меня это обижает», «Я не желаю, чтоб ты мне давал(а) советы, если будет необходимо — попрошу».

  • Флирт. Сближение мужчины и дамы предполагает проникновение за границы, и тут весьма принципиальна чувствительность друг к другу, к реакциям на любой усмотрительный шаг навстречу. А обычное хватание дамы либо мужчины за «достойные внимания места» не оставляет выбора и является насилием со всеми вытекающими реакциями на это. Не постоянно у напарника есть способности и ресурсы сопротивляться либо впору отреагировать, но возможность прямо обозначить свое отношение есть постоянно.

4. Неопределенные либо необозначенные личные границы

Один из партнеров либо оба никак не могут понятно обозначить свое отношение к тому либо иному факту. К примеру, мужик желает секса, а дама в ответ весьма неопределенно гласит «быть может», «поглядим», «ну-у-у-у», «наверняка» и так дальше.

И невербальные послания тоже двояки. Эти неопределенные слова и жесты не означают ни отказа, ни согласия, и, по факту, трактовка отдается на откуп зачинателю секса. А он может интерпретировать это с позиций, предпочтительных для него, что естественно. «Ага, необходимо быть наиболее напористым, она этого ожидает!» (Она же никак не обозначила, что она ожидает.) Неясно, где флажки.

В отсутствие прямой оборотной связи люди часто начинают находить какие-то наружные аспекты, которые дозволили бы осознать напарника

А посреди их могут быть стереотипы про «правильное» мужское либо женское поведение, культурные нормы (трижды предложи — дважды откажись, продемонстрируй скромность, на 3-ий соглашайся), советы друзей и подруг. Ориентация на наружные аспекты ни к чему отличному не приводит: контактируют не настоящие люди, а ходячие стереотипы.

Является ли тогда продолжающаяся инициатива мужчины насилием? Нет. Он выбирает приемлемый для него вариант деяния в неопределенных критериях, время от времени основанный даже на прошедшем опыте: когда, проявив инициативу, он не повстречал отклика, но прекратив ее проявлять, вдруг сталкивается с обидой…

Предпосылки, по которым тяжело обозначить свои границы, различные. Кто-то опасается оскорбить, кто-то просто опасается за свою жизнь и здоровье из-за прошедшего опыта. Кто-то манипулирует, играет в свои игры. А кто-то просто не может отыскать психический ресурс для противоборства насилию либо для обозначения собственных границ, потому сам факт познания о том, как можно свои границы защищать, может не посодействовать. Обретение этих ресурсов часто является задачей психотерапии.

Предупреждение

Обвинение пострадавшего человека в том, что он повинет в насилии над собой со стороны другого человека, — неприемлемо и служит «хорошим» оправданием для совершившего насилие. Совершивший насилие несет полную вину и ответственность за него, а относительно пострадавших речь может идти лишь о его ответственности за защиту личных границ, но никак не за насилие.

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»