Стиль жизни

История любви длиною в жизнь: почему нас так захватывает кинотрилогия «Мужчина и женщина»

История любви длиною в жизнь: почему нас так захватывает кинотрилогия «Мужчина и женщина»

Кадр из кинофильма «Мужик и дама»

Одинокий мужик. Одинокая дама. Оба — юные вдовцы, рано лишившиеся возлюбленных. Но, до этого чем уйти, любой подарил супругу надежду на новейшую жизнь: погибший супруг Анн (Анук Эме) оставил дочь, погибшая супруга Жана-Луи (Жан-Луи Трентиньян) — отпрыска. Так совпало, что малыши обучаются в одном интернате Довиля (город во Франции) — там-то в один прекрасный момент и встречаются Анн и Жан-Луи.

«Извините, не умею быть суровым с прелестными дамами», — заявляет Жан-Луи за миг до знакомства с Анн. Он еще не понимает, что поездка из Довиля назад в Париж станет для него роковой. Таковым же решающим оказался и настоящий маршрут самого Лелуша, когда он замыслил идею главной в собственной карьере картины. Легенда говорит, что опосля очередной режиссерской беды он возвратился в родной Довиль, чтоб придти в себя. Там Лелуш узрел прогуливающихся по пустынному пляжу даму с ребенком — прообразов персонажей грядущего кинофильма. Мысль родилась одномоментно.

Неувязка, но, заключалась в том, что Лелуш владел очень ограниченным бюджетом на съемки, и фирменные элементы картины — спонтанные диалоги, нелинейное повествование, переход с цветного на черно-белое изображение — объяснялись конкретно сиим. То средств не хватало, то времени на исправление неудавшихся дублей не оставалось, то кинопленка заканчивалась — импровизации на площадке были вызваны только обстоятельствами.

Кадр из кинофильма «Мужик и дама»

Интересно, что трудности производственного процесса обернулись преимуществами. Постоянную игру с цветом окрестили смелым художественным ходом, прописанные прямо на съемочной площадке фразы героев — привлекательной недосказанностью, неуверенную камеру — интимной операторской работой. Компенсировалось все это искренностью: Лелуш и его команда с таковой эмоциональностью, легкостью, тонкостью, трогательностью, чуткостью, изящностью делали кинофильм, что из него не мог не получиться шедевр.

С 1966 по 1968 год «Мужик и дама» взяли главные кинонаграды мира — от каннской «Золотой пальмовой ветки» до «Оскара» в группы «Наилучший кинофильм на зарубежном языке». Часть призов досталась Эме — за роль Анны Готье она удостоилась «Золотого глобуса» и английской премии BAFTA.

Кинофильм стал образцом европейской киноромантики, а его юный режиссер — новейшей иконой кино

Главные сцены картины, снятые на пляже и на вокзале, пожалуй, известны даже тем, кто не лицезрел «Мужчину и даму» полностью.

Тем увлекательнее, что вращение камеры на пляже в Довиле, на гоночной трассе и на платформе вокзала имеет российские корешки. Дело в том, что в 1957 Лелуш ассистировал Сергую Урусевскому на съемках поэтичной драмы «Летят журавли» (победа в Каннах) — там он и усвоил этот прием (вспомним эпизод погибели Бориса).

Кадры гонок — сами по для себя головокружительные, практически документальные — подчеркивают внутренние противоречия персонажей. Анн и Жан-Луи стремятся избавиться от призраков прошедшего, чтоб вступить в новейшую эру свободы, но что-то их сдерживает — основной неприятель обитает снутри. Непрерывная борьба с самим собой, с призрачным гонщиком — и есть главный конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия). В сцене на парижском вокзале, когда Жан-Луи выскакивает из гоночного кара навстречу поезду с прибывающей любимой, кружится голова уже у зрителя. Тоже от любви, естественно.

Кадр из кинофильма «Мужик и дама»

Перспективный конец «Мужчины и дамы» эталона 1966 года дарил надежду на счастливое будущее пары, но в 1986-м, когда вышло продолжение — «Мужик и дама: 20 лет спустя», — сделалось ясно, что роман Анн и Жана-Луи не сложился.

Лелуш результатом не удовлетворился. Он именовал сиквел ошибкой и в оканчивающем кинофильме трилогии предпочел запамятовать все, что показал в «искусственной» 2-ой части.

В 2019-м, через 53 года опосля релиза уникальных «Мужчины и дамы» и через 33 — с момента премьеры сиквела, Лелуш предпринял новейшую попытку поведать о будущем Анн и Жана-Луи. В «Наилучших годах жизни» он избавляется от сюжетных линий сиквела и концентрируется на героях, которые оказались на закате жизни.

Для Анук Эме, к слову, роль стала крайней. В ней она ворачивается к Анн, а та в свою очередь ворачивается к Жану-Луи

По сюжету оканчивающего трилогию кинофильма Жан-Луи оказывается в доме престарелых. С каждым деньком его память усугубляется, но Анн он помнит постоянно. Когда Анн по требованию отпрыска Жана-Луи приезжает к бывшему возлюбленному, он ее не выяснит, но признает, что она похожа на ту Анн, и решает открыться «незнакомке», пересказав историю романа. Мемуары о несбыточном — и есть база «Наилучших лет жизни». Лет, что остались в прошедшем.

«Если в жизни есть смысл, то он конкретно в любви. Есть киноленты, взывающие к разуму, и те, что взывают к чувству. Этот кинофильм о том, что недозволено проанализировать, он гласит с нашим сердечком», — произнес о «Мужчине и даме» Клод Лелуш. То же применимо ко всей трилогии. Пусть любовь прошла, пусть не все удалось, но все таки она хотя бы была, и это самое ценное. Это ли не то, ради чего же стоит жить?

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»