Как научиться принимать критику: 4 психологических подхода к работе с обратной связью
Что такое критика?
Критикой именуют оценочную оборотную связь, сфокусированную на слепых зонах и слабеньких сторонах человека. Она бывает как конструктивной (другими словами вправду направленной на улучшение результата), так и деструктивной — если ее единственная цель заключается в том, чтоб огорчить человека.
Конструктивная критика — определенная, беспристрастная и пикантная: она аргументированно подчеркивает только то, что человек в состоянии сделать лучше, не переходя на личности и не затрагивая остальные сферы жизни.
Деструктивная, как надо из наименования, — разрушительная. Это, обычно, на сто процентов личное мировоззрение, несущее внутри себя цель задеть либо оскорбить: так, сотрудник, которая гласит, что юбка вас полнит, а новенькая стрижка не к лицу, делает это буквально не из заботы.
Почему критика — это постоянно неприятно?
Принимать оборотную связь, даже если мы сами ее запросили и получили конструктивный ответ, достаточно тяжело: безотчетной реакцией на всякую критику постоянно выступает защита в различных проявлениях, поэтому что быть нехорошими либо хотя бы недостаточно неплохими — жутко, в особенности если мы не соответствуем не чужим ожиданиям, а своими своим.
Критика не по нраву никому: даже у самых психологически устойчивых людей сопротивление, злоба, обида либо разочарование внутри себя возникнет на секунду ранее, чем благодарность собеседнику за корректные замечания. Наша самоидентичность стремится быть пластичной, потому мировоззрение со стороны в моменте может вынудить усомниться в познаниях о для себя, приобретенных с возрастом, — в особенности у людей, которых ранее травмировали оценочные суждения от близкого круга. Для психики это стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз), потому она будет защищаться и отбиваться.
Работа с реакцией на оборотную связь
Чтоб не реагировать на хоть какое замечание снаружи намерением уйти жить в лес, принципиально развивать внутреннюю опору — некоторую систему познаний о для себя, которая остается более-менее размеренной и подкрепленой фактами. К примеру, имея ощутимые доказательства удачливости собственной работы (положительную оборотную связь, числовые характеристики), вы не перестанете быть компетентным спецом от одной правки: в минутки сомнения будет лишь полезно излишний раз обратиться к своим достижениям.
Большая часть психических подходов к принятию критики строится конкретно на укреплении внутренних опор, другими словами работе с мышлением: не имея способности надзирать поступки и выражения остальных людей, мы может сфокусироваться на для себя и собственных паттернах.
1. Развитие безоценочности
Непростой для психики навык безоценочного наблюдения, как за раздельно взятой ситуацией, так и за своими реакциями на нее, — нужный инструмент для облегчения восприятия критики. Позволяя сгустку мыслей просто быть, мы учим психику (психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности) управляться с фрустрацией, также снижаем ментальную нагрузку, не уходя в самобичевание.
1-ый шаг к безоценочности — это переосмысление применяемой терминологии. Слова долженствования в собственный и чужой адресок, понятия «неплохой/нехороший» почти всегда выступают как личные ярлычки, накладывающие отпечаток на восприятие действительности, потому связка «меня критикуют = я нехороший» — не наиболее чем проекция. Пауза на несколько вдохов-выдохов и отстранение от неправильных формулировок посодействуют не впадать в оцепенение от одной мысли, что кто-то на данный момент дает оборотную связь.
2. Ежедневник реакций
Всепригодная для когнитивно-поведенческого подхода теория дневника помогает поглядеть заного на всякую ненужную реакцию, вычленить деструктивные автоматические мысли и убеждения, также направить внимание на то, что помогает нам управляться. На данный момент существует огромное количество приложений, сконструированных как традиционный КПТ-дневник, можно вести его и на бумаге, в формате таблицы на несколько столбцов. Если мы говорим конкретно о реакции на критику, столбцы могут смотреться так:
-
Триггер (ситуация, в какой мы подверглись критике);
-
Реакция (ваше поведение в определенный момент);
-
Эмоция (процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям) (то, что испытаем от этого факта: тревога, обида, горечь);
-
Автоматические мысли (что 1-ое возникает в голове относительно данной для нас ситуации: «Он не прав/не осознает», «Я никуда не гожусь» и неважно какая иная реакция);
-
Чувства в теле (можно оценить дискомфорт по шкале от 1 до 10, или же обрисовать реакции: ком в горле, трудно дышать);
-
Другая реакция (вроде бы мы желали повести себя/отреагировать в данной для нас ситуации).
Кажется, что таковой ежедневник — это длительно и муторно, но на практике практически пара прецедентов может подсветить принципиальные поведенческие привычки либо убеждения, о деструктивности которых мы не задумываемся. Призом — неизменное наблюдение за собой увеличивает уровень контакта с телом, также — ту внутреннюю опору.
3. Инструменты саморегуляции
Если относиться к оборотной связи тихо пока не выходит, принципиально уметь стабилизировать себя в моменте. Дыхательные практики, смещение фокуса на чувства (что передо мной, чем пахнет, что я чувствую), мышечная релаксация — отличные инструменты «скорой помощи» в случае, когда становится дискомфортно, но принципиально сохранять эффективность и не проваливаться в рефлексию: все из этого можно практиковать неприметно для окружающих, при всем этом облегчая свое состояние физически.
4. Фокус на мотивации критикующего
Если задуматься, с какой целью человек на данный момент дает оборотную связь, можно не только лишь отвлечься от появившегося дискомфорта, да и осознать, необходимо ли совершенно относиться к ней серьезно. Когда замечание делается из намерения вывернуть наш потенциал на максимум (к примеру, управляющий указал на опечатки в презентации при непревзойденно выполненной работе), это быстрее вызовет благодарность и подсветит зону роста — не весьма приятно, но бывает со всеми. Если ту же информацию передает сотрудник, не имеющий к нашему проекту никакого дела, — его цель быстрее задеть и вынудить усомниться внутри себя. В таком случае довольно поблагодарить и самоустраниться из диалога, поэтому что мировоззрение коллеги не будет конструктивной критикой, а принимать и обрабатывать деструктивную мы не должны.