Точка зрения

На приеме у психолога Аристокла: проблемы человека XXI века глазами древних греков

На приеме у психолога Аристокла: проблемы человека XXI века глазами древних греков

Историо-Терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление): поиск смыслов через века

История в контексте поиска ответов на вопросцы имеет принципиальное отличие от философии, литературы и искусства. Они также могут побуждать и содействовать личному развитию, но это постоянно взор отдельного человека, его слова либо творение. История же показывает то, как идеи воплощаются в действительность, стают образом жизни для огромных сообществ в протяжении долгих периодов времени. Лишь история дает нам big data, которую мы на данный момент так любим. Указывает нам, что люди так жили по сути. Представляет идеи, получившие исторические подтверждения.

Крайний год я предназначила историческим путешествиям и экспедициям по местам и эрам прошедшего. Изучила историю Старого Египта, Минойской цивилизации, Старой Греции и Рима, Средневековья. Встречалась с историками, археологами и искусствоведами, чтоб совместно с ними учить картину мира и стиль жизни людей каждой эры и разбираться, чем они различаются от смыслов людей XXI века.

Любая величавая эра хранит внутри себя глубочайшие загадки и открытия, способные стать для нас источником мудрости и вдохновения. Так, к примеру, Старая Греция с ее богатой культурой, философией и публичной жизнью дает неповторимые и ценные ответы на нескончаемые вопросцы о счастье, успехе и смысле жизни.

На приеме у психолога Аристокла

Представим, что в кресле психолога оказался старый грек, гражданин Афин традиционного периода (V–IV вв. до н.  э.). Что бы произнес «Психолог Аристокл» о дилеммах современного человека?

Рвение к счастью

1-ое, что изумило бы обитателя старых Афин, — это наше представление о счастье. Мы живем в культуре моментального ублажения, стремимся постоянно испытывать положительные эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) и ожидаем, что счастье обязано быть неизменным состоянием. И очень переживаем, когда встречаемся с отрицательными эмоциями либо трудностями, испытываем мощное внутреннее напряжение.

Старый грек бы этого не сообразил. Для него счастье не сводилось к молниеносному наслаждению либо вещественному благополучию — оно воспринималось как длительный итог всей жизни. Знаменитый афинский законодатель и мудрец Солон, встречаясь с лидийским царем Крёзом, подчеркивал, что настоящее счастье можно оценить только опосля погибели, когда вся жизнь человека будет завершена и рассмотрена в целом.

Фуррор и самореализация

Современное осознание фуррора обычно соединено с карьерными достижениями, денежным благополучием и популярностью, но также включает элементы поиска смысла и самореализации, что делает противоречивые ожидания и вызывает внутренние конфликты. Мы также стремимся к личной независимости и нередко ставим индивидуализм выше публичных интересов, при всем этом наши социальные связи нередко поверхностные и временные.

Обитатель старых Афин пожалел бы нас за наш последний индивидуализм и отсутствие энтузиазма к публичной жизни. Для него роль в жизни полиса было важной частью самореализации и смысла жизни. Он также опешил бы, как весомым для нас стал вещественный фуррор — античные греки вели достаточно обычной стиль жизни и осуждали чрезмерную роскошь.

Похожие статьи

Самореализация для греков была тесновато связана с развитием личных добродетелей — мудрости, мужества, справедливости и умеренности, которые реализуются сначала в публичной жизни. Грек бы опешил, как много мы уделяем внимания развитию способностей и компетенций и как не достаточно говорим о добродетелях.

Ролевые модели

Ролевые модели, которые преобладают в обществе, ярко иллюстрируют его ценности и ценности. Сейчас мы восхищаемся людьми, чьи заслуги измеряются наружными аспектами — популярность, денежный фуррор, медийность. Наши герои — это предприниматели, блогеры, спортсмены, актеры и музыканты. Молодежь ориентируется на кумиров поп-культуры, стремясь к соц признанию и вещественному успеху.

Для старых греков ролевыми моделями были герои легенд и эпоса, философы и муниципальные деятели, посвятившие свою жизнь публичной деятельности, развитию добродетелей и выполнению штатских обязательств. Греческие воспитатели ставили в пример своим детям Ахилла, Гектора и Одиссея, также настоящих личностей — Солона, Перикла, Сократа, которые прославились не только лишь силой, да и мудростью и моральными свойствами.

Стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз) и тревожность

Современные люди нередко сетуют на стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз), перенапряжение и тревогу из-за завышенных ожиданий и рвения к полному контролю над собственной жизнью. Мы стремимся достигать больших целей и соответствовать эталонам, которые сами для себя устанавливаем под лозунгом «Ты сможешь!».

Грек, понимая роль фатума (судьбы) в жизни человека, опешил бы нашей самонадеянности. Он знал, что контроль над судьбой ограничен и что не все в наших силах. Потому, попав на наше корпоративное совещание с графиками 5-летнего прогноза продаж, грек бы звучно рассмеялся. Ведь в жизни может произойти что угодно — как можно быть так уверенным в дальнейшем? А позже к тому же мучиться от расстройства и завышенных ожиданий.

При всем этом даже в критериях предопределенности, как в фаворитных трагедиях Софокла и Эсхила, греки подчеркивали значимость правильного выбора в границах данной предопределенности. Фатум не исключал личной ответственности, а быстрее служил фоном, на котором разворачивались этические проблемы.

Поиск личной идентичности

В современном мире кризис идентичности — нередкое явление. Мы стремимся отыскать свое пространство в обществе и достигнуть фуррора, нередко измеряемого проф достижениями. Самореализация для нас — это достижение наибольшего потенциала сначала на работе, в карьере.

Для грека таковая односторонная самоидентификация через работу была бы непонятной. Он навряд ли оценил бы наш карьеризм и почему мы начинаем хоть какое знакомство с вопросца «Чем вы занимаетесь?». В его жизни было много места для публичной деятельности, философии, искусства и спорта, другими словами греки были весьма многогранны в вопросце о идентичности.

Уроки старых греков для обитателей XXI века

Население земли сделало большой шаг вперед со времен Старой Греции — в том числе в технологическом прогрессе, расширении личных свобод, понимании особенности и углублении чувственной близости в отношениях.

Но у старых греков мы можем поучиться значимости добродетелей, публичного блага и гармонии меж личными и публичными целями. Их осознание счастья и рвение к нравственному совершенствованию могут посодействовать нам отыскать баланс меж наружными достижениями и внутренним миром.

Источники:

  • Геродот «История»,

  • Аристотель «Никомахова этика»,

  • Платон «Правительство», «Апология Сократа»,

  • Гомер «Илиада», «Одиссея»,

  • катастрофы Софокла и Эсхила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»