Почему люди часто притворяются жертвами: разница между культурой чести, культурой достоинства и культурой жертвы
Кадр из кинофильма «Дуэлянты»
Choose your fighter: честь, достоинство, жертва
В 2018 году социологи Брэдли Кэмпбелл и Джейсон Мэннинг выпустили свое исследование под заглавием «Расцвет культуры виктимности: микроагрессии, неопасные места и новейшие культурные войны». В нем они говорят, что за всю историю населения земли происходило несколько смен культурных парадигм: поначалу зародилась культура чести, потом культура плюсы, а на данный момент на замену ей пришла и уверенно основалась в наших разумах и девайсах культура жертвы.
Большая часть книжки посвящена описанию конкретно крайнего вида с бессчетными примерами, исследовательскими работами и размышлениями о причинах его быстрого развития в современном обществе. Кэмпбелл и Мэннинг также разглядывают то, как внимание к микроагрессиям увеличивает статус оскорбленной жертвы: это понижает «моральный статус преступника» и увеличивает «моральный статус жертв».
Культура чести
Культура чести уходит корнями в древние времена и примеры следования ей можно отыскать еще в Античности. Так, в «Илиаде» мы лицезреем, что понятие «честь» глубоко укоренено в сознании греков, что проявляется в их представлениях о позоре и бесчестии. Оскорбление просит отмщения, прямо до физического устранения, которое {само по себе} может и не принести славы («никаких договоров быть меж нами не может, поколе один, распростертый, кровью (внутренней средой организма) собственной не насытит лютого бога Арея!»). Аристотель в «Никомаховой этике» связывает честь со свободой и личным решением, также с публичными почестями либо наказаниями.
В Средние века честь становится актуально принципиальной группой социализации — она подразумевает верность государю до самой погибели и способна порождать долгие кровопролитные конфликты. В иерархическом мире Средневековья и ранешнего Новейшего времени она остается главный ценностью для всех сословий.
Начиная с XVII века честь нормируется уже государством, но конфликты из-за нее длятся
К примеру, дуэль, подвергшись нормализации и формализации, сохраняет сословное осознание чести в правовом государстве прямо до XIX века (и конфискует у нас величавый гений Пушкина и Лермонтова). Чувствительность к предполагаемому неуважению все еще очень высока, правительство не владеет монополией на насилие, и индивидум готов вершить правосудие своими руками, чтобы не понести репутационные опасности. В неких регионах это и совсем остается элементом культуры — вспомним корсиканские вендетты, настолько ярко описанные Проспером Мериме.
По мере развития общества, люди находят больше методов защитить свою честь, возникают 1-ые судебные иски о нанесенных оскорблениях. Правительство начинает регулировать вопросцы чести, используя разные формальные процедуры, такие как титулы, церемонии и остальные ритуалы. Конфликты, связанные с честью, продолжают возникать, но те же дуэли уже несут больше формальный нрав: как отмечает в собственном исследовании Винфрид Шпайткамп, в XIX веке смертельным финалом поединки заканчивались приблизительно в 1% случаев, потому, заключает ученый, речь шла, до этого всего, о ритуале.
Культура плюсы
Таковым образом, продвинутые страны мира перебегают в новейшую эру — период господства культуры плюсы, основанной на идее, что любой человек владеет прирожденной ценностью, которую недозволено отнять. Подчеркивается значимость сдержанности, расчета и убежденности внутри себя. В культуре плюсы оскорбления не могут обесценивать человека, напротив, чрезмерная реакция на оскорбления считается позором.
На 1-ый план выходит другое: следование закону, умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, избегать скандалов, парировать нападки оппонента, не скатываясь до уровня разборок в подворотнях с нанесением увечий. В этот период развития общества достоинство становится неотъемлемым атрибутом привилегированности. Ну а тот, кто обзывается — тот сам так именуется.
Культура жертвы
На замену этому периоду сдержанности и благородства приходит культура жертвы — та, расцвет которой мы можем следить раз в день во всех соцсетях и СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы). В котором-то смысле она сочитает элементы обеих прошлых культур. Люди стают очень чувствительны к неуважению и постоянно бдительны в отношении вероятных оскорблений (даже гипотетичных). Но, сейчас заместо насильной мести, они предпочитают полагаться на закон и административный ресурс. Либо публичный резонанс.
Голову с плеч!
По воззрению Кэмпбелла и Мэннинга, три перечисленных выше культуры сформировывают моральную иерархию, в какой белоснежные люди (хоть эта формулировка на данный момент смотрится диковато) находятся понизу, а угнетенные и маргинализированные группы — наверху. При всем этом культура жертвы, а именно, делает новейшие моральные злодеяния, такие как микроагрессия и культурная апроприация, которые соединены с идентичностью человека.
С одной стороны, мы боремся за права дам, равную оплату труда и инклюзивность, а с иной — смотрим, как Скарлетт Йоханссон (американка) подвергается в сети нападкам за главную роль в экранизации аниме «Призрак в доспехах», героиня которого является японкой, что не мешает опосля снять «Анну Болейн» с темнокожей актрисой в главной роли. И во всем этом очень трудно отыскать баланс (а время от времени — и здравый смысл).
На фоне того, что в обществе, где властвует культура жертвы, границы виктимности стают все наиболее размытыми
Маховик культуры отмены набирает обороты, и вот уже целые ряды знаменитостей различного калибра оказываются вычеркнутыми практически отовсюду по различным причинам.
Один из примеров в исследовании Кэмпбелла и Мэннинга — история из журнальчика Babe о даме, которая, по ее словам, провела «худшую ночь (то есть темное время суток) в собственной жизни» на свидании с комиком Азизом Ансари. Героиня статьи утверждала, что он «проигнорировал ее точные невербальные сигналы», действовал неуместно и был чувственно отстраненным (основное обвинение — опосля сексапильного контакта по обоюдному согласию комик возжелал повторения, с чем дама была не согласна). Невзирая на отсутствие обвинений в насилии, грубости либо беспощадности, свидание оставило у нее нехорошие воспоминания. Эта статья стала предпосылкой расторжения нескольких договоров с Ансари.
Желали, как лучше
В контексте современного общества как системы, которая на данный момент всяческими методами испытывается на крепкость обилием стрессовых причин, безизбежно возникает ряд вопросцев. К примеру, как справедливо относиться к людям на базе их идентичности? Как биться с высочайшим уровнем насилия, который характерен для культуры чести, если мы решаем следовать в собственной жизни по этому пути? И как среди бушующего моря публичного порицания и каждодневного риска нанести кому-то оскорбление избежать морального истощения, которое может привести к моральному смятению?
- Тест: Жертва, Преследователь либо Спасатель — кто вы в треугольнике Карпмана?
В романе Ребекки Маккай «У меня к для вас несколько вопросцев» есть эпизод, который весьма ярко иллюстрирует культуру жертвы в ее сегодняшней форме — студентка фактически решается отрешиться от учебного проекта, поэтому что «Я же типа белоснежный человек, и, если я желаю поведать о убийстве белоснежного человека, означает, я игнорирую насилие в отношении темных и смуглых людей. Но я не могу говорить о насилии над цветными людьми, поэтому что я белоснежная и это будет неэтично, — в ее голосе слышалась досада».
Психолог Александр Асмолов утверждает: «Когда мы говорим о человеке, мы говорим на языке его плюсы. Достоинство человека постоянно соединено с достоинством выбора собственного пути, с тем, что забота о остальных — это путь к заботе о для себя»
Осознание 3-х культур морали, главных истоков их формирования и законов существования в рамках тех либо других соц групп помогает нам лучше осознать современное общество и его трудности. Принципиально держать в голове, что любая из их имеет свои достоинства и недочеты, и наша задачка — отыскать баланс меж ними, чтоб сделать гармоническое и справедливое общество. И, наверняка, хорошо было бы для начала просто навести порядок у себя дома и разобраться с своими демонами.