Преследователь, Жертва, Спасатель: 5 мифов о треугольнике Карпмана
Драматический треугольник Кармпана (конкретно так он именуется) стал в особенности нередко упоминаться в Рф в крайние 10-15 лет. Жертва, Спасатель, Преследователь — знакомые наименования для тех, кто интересуется психологией. В Драматическом треугольнике все три роли не аутентичны, другими словами они воспитаны, а не даны от рождения. Находясь в одной из их, люди реагируют, исходя из прошедшего, а не из действительности «тут и на данный момент». При всем этом употребляют старенькые сценарные стратегии.
-
В левом углу размещен Преследователь. Он разговаривает из позиции «Я о’кей — ты не о’кей». При всем этом он принижает и унижает людей, вызывает у их чувство вины. Преследователь игнорирует ценность и достоинство остальных, в экстремальных вариантах обесценивает даже право человека на жизнь и физическое здоровье.
-
В правом углу находится Спасатель. Он разговаривает из той же позиции «Я о’кей — ты не о’кей», но не унижает, а просто обесценивает другого. Он употребляет свое наиболее высочайшее положение либо сильную позицию для того, чтоб давать помощь иным людям, мыслить за их и решать их трудности.
-
Понизу размещается Жертва. Она сама чувствует свое приниженное положение и разговаривает из позиции: «Я не о’кей — ты о’кей». Жертва обесценивает свои возможности. «Время от времени она сама отыскивает Преследователя, чтоб он унизил ее и поставил на пространство. При всем этом Жертва получает возможность подтвердить свое сценарное убеждение: „Со мной не все в порядке. Остальные люди не обожают меня“. Нередко Жертва отыскивает Спасателя, который поможет ей и подтвердит сценарное убеждение: „Я не могу без помощи других решать трудности“. Треугольник непременно необходимо отрисовывать равнобедренным», — ведает психолог Людмила Шёхолм.
- Жертва, Преследователь либо Спасатель — кто вы в треугольнике Карпмана?
Psychologies.ru
1. Какая роль — таковая и личность
Стивен Карпман, выходец из Рф, познакомил мир с Драматическим треугольником в 1968 году. Он сделал диаграмму, при помощи которой можно рассматривать психические игры, актуальный сценарий как 1-го человека, так и домашней либо другой социальной системы.
«Нередко роль Спасателя, Жертвы, Преследователя неверно приписывается всей личности. Но это ошибочно, — объясняет Людмила Шёхолм. — Треугольник указывает лишь роль, которую играет личность в той либо другой психической игре. Индивидуальности игры в том, чтоб создать людей прогнозируемыми. Игра — это структурирование времени, обмен поглаживаниями (на языке транзактного анализа это единица признания), поддержание актуальной позиции „Я не о’кей — ты о’кей“, „Я о’кей — ты не о’кей“, „Я не о’кей — ты не о’кей“ и продвижение по сценарию».
2. Треугольник размещается верхушкой ввысь
Треугольник Карпмана — постоянно и непременно равнобедренный. «В Рф его обожают поворачивать верхушкой Жертвы ввысь, а Преследователя именуют агрессором, хищником, насильником, деспотом, даже фашистом. Но это ошибочно, — разъясняет психолог. — Традиционный треугольник размещен основанием ввысь: слева верхушка Преследователя, справа — Спасателя, вниз глядит верхушка Жертвы. Роли принадлежат различным людям. Есть лишь один вариант треугольника, когда наверху мы лицезреем не основание, а верхушку, — это так именуемый Айсберг. Другими словами один человек играет из роли Жертвы, а по сути неосознанно быть может Спасателем и Преследователем. И это принципиально знать для осознания главных принципов „деяния“ треугольника».
3. Треугольник Карпмана лишь один
Вариантов переключений ролей в треугольнике быть может огромное количество. Один треугольник помогает проанализировать психические игры в семье либо даже целой домашней системе в различных поколениях. А остальные (как в варианте с Айсбергом) демонстрируют, как из роли в роль может передвигаться один и этот же человек.
«К примеру, узнаваемый всем сказочный Бармалей: то он Преследователь, то вдруг попадает в животик и становится Жертвой. Либо иная популярная притча — про Красноватую Шапочку. Основная героиня выступает в роли Спасателя, когда идет к нездоровой бабушке. Но стремительно переключается в Жертву. Волк поначалу Преследователь, позже сам становится Жертвой Преследователей — охотников. И они же стают Спасателями девченки и бабушки».
Переключение ролей время от времени происходит весьма стремительно и, обычно, неосознанно. Жертва лишь удивляется: «Как я смогла снова, в 5-ый раз отдать ему средства в долг, ведь он опять не даст!»
4. Треугольник Карпмана работает и без игры
Это не так. Треугольник Карпмана животрепещущ конкретно в психических играх. Но как осознать, что происходит игра? «Лишь тогда происходит игра, когда в ней есть надувательство, переключение ролей с обязательной негативной расплатой. По формуле Эрика Берна в психической игре непременно выстраивается метод: крючок + клев = реакция — переключение — смущение — расплата», — объясняет Людмила Шёхолм.
Допустим, мужик пригласил даму на поздний ужин (крючок). Она согласилась и пошла (клев и реакция). Но «как как будто» не сообразила, с какой целью ее позвали, а он открыто не произнес, но предполагал продолжение опосля ресторана. Оба делают вид, что все идет по плану.
В процессе ужина женщина опосля внутреннего диалога решила, что продолжения ужина не будет. Когда они уславливались, женщина была в роли Спасателя, а мужик — Жертвы. Позже вышло переключение: она стала Жертвой, а он — Преследователем.
Мужик на продолжение рассчитывал — ради этого и организовал свидание. Отказ двигаться к нему его изумил (смущение). Вроде бы меж строк оба это соображают, но не проговаривают, общаясь полунамеками. И вот она заявляет, что ей пора домой, и рассчитывается тем, что добирается сама на такси. Дома опосля анализа произошедшего соображает, что вечер снова не удался и она снова ступила.
Очередной пример любимой почти всеми игры «Почему бы для тебя не…? — Да, но…»
Крючок: приходит к психологу клиент (Жертва) и гласит: «У меня неувязка, не могу устроиться на работу».
+ Клев (слабенькое пространство). Психолог (Спасатель): «Чем я могу посодействовать?»
= Реакция. Психолог: «Почему бы для вас не встать на биржу труда?»
Клиент: «Да, но… постыдно».
Психолог: «Вы пробовали спросить у друзей?»
Клиент: «Да, но…»
Переключение: Психолог: «Ну не понимаю, что для вас еще порекомендовать».
Клиент: «Все равно спасибо, что попробовали».
Смущение: Недоумение у обоих.
Психолог (Жертва): «Нехороший из меня ассистент».
Расплата: Клиент (Преследователь): «Так и знал, что она не поможет».
5. Из треугольника Карпмана нет выхода
«Опасность» психических игр в том, что они повторяются по одному и тому же сценарию. Нередко конкретно это передают некие создатели статей: дескать, выхода из треугольника Карпмана нет. Это, пожалуй, самый основной и самый опасный миф.
Еще в 1990 году в Рф возник перевод статьи австралийского транзактного аналитика Эйси Чой, которая предложила «противоядие». Она обрисовала эффективную антитезу карпмановской диаграмме — Треугольник Фаворита. Он исключает обесценивание и дозволяет любому «углу» действовать автономно.
«Заместо того чтоб быть Жертвой, человек обучается быть Уязвимым. Уязвимые понимают, что мучаются, что у их есть трудности. Но также соображают, что им довольно сострадания, что они сами могут решить свои трудности. Они готовы открыто попросить о помощи, не затевая психических игр», — гласит Людмила Шёхолм.
В Драматическом треугольнике Спасатель нередко «причиняет добро и наносит пользу» во вред собственному желанию и потребностям, помогает и решает чужие трудности без спроса, навязывая свое видение. В треугольнике Фаворита Спасатель становится Рачительным, уважает способность Уязвимых мыслить, поступать и просить о том, что им необходимо. И, в конце концов, Преследователь употребляет энергию на ублажение собственных нужд и отстаивание собственных прав.
«Уверенный соображает, что активные конфигурации могут расстроить людей, и разглядывает переговоры как часть процесса решения заморочек. Конечной целью становится не преследование и наказание другого, а конфигурации, при которых будут учтены его интересы и потребности», — заключает психолог.