Стиль жизни

Про доброту — детям: развивающие мультики для детей

Про доброту — детям: развивающие мультики для детей

Кадр из мульта «Унесенные призраками»

Мысль о том, что девайсы — вселенское зло, вкрадывается в голову родителей все почаще и почаще. Но просмотр видео — история нейтральная. И в наших силах переманить малышей на сторону света. Секрет только в том, чтоб подбирать грамотный контент, который пойдет на пользу — к примеру, поможет в развитии эмпатии.

Так что видео могут быть полезными. Нужно только уметь ими хорошо воспользоваться. О тонкостях процесса ведает практикующий домашний психолог, создатель книжек «Играйся, Агата!», «Ген борща», «Детки и средства» Катерина Демина.

Не заместо, а вкупе

Сейчас у почти всех родителей возникает масса вопросцев к контенту, который дети и тинейджеры потребляют в сети. И иногда разумным решением кажется оградить малышей от «залипания» в девайсах в целом. Но это чревато исконными неуввязками: запрещенный плод сладок, его будут пробовать добыть хоть какими методами, градус одержимости будет только расти.

Так предки сами вызывают больной ажиотаж, и ребятам уже не до выбора видео, когда удается достигнуть собственному — лишь бы поглядеть, и все равно что. Потому принципиально не воспрещать, а направлять.

Принципиально придерживаться нескольких правил

  • Воспитывайте в детях вкус и требовательность к выбору контента. Проще это создать, демонстрируя пример. Потому не оставляйте малышей наедине с контентом, будьте рядом, выбирайте и смотрите мульты и киноленты вкупе.

  • Подбирайте контент по возрасту. Воспитательную функцию анимированные киноленты делают лишь в этом случае, если посыл добивается адресата. Малыш не вынесет ничего из мультиков для школьников, а для школьников «герои юношества» перевоплотился в пустую жвачку, инфошум, ту глупую утрату времени, которой так страшатся взрослые (и верно делают).

  • Непременно обсуждайте увиденное. Да, отличные мульты и киноленты вызывают эмоцию и содержат ту либо иную мораль, тем уже воспитывая в ребенке чувственный ум, наводя на мысли о морально-этических ценностях. Но для закрепления материала принципиально, чтоб весомый взрослый своими словами проговорил то, что стоит усвоить. Так мы акцентируем внимание на ценностях и выводим их на уровень актуальных правил и принципов.

Давайте поглядим на примерах, как это работает.

Кадр из мульта

1. Детям — «Малышарики»

Детки до 2-3 лет в состоянии испытывать и различать лишь несколько базисных чувств. Это принципиально держать в голове, так как наиболее тонкие опции и глубочайший смысл мультиков «на постарше» они просто не усвоют. Они будут смотреть за сюжетом (так как, когда есть сюжет, есть и эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)), но не наиболее того. В этом смысле детям еще больше подходят «Малышарики», «Летающий животные», «Зебра в клетку». Они весьма буквально изготовлены исходя из убеждений психологии.

В этих сериях в единицу времени показана только одна базисная эмоция (процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям), она верно обозначена (в том числе по выражению лица героя весьма верно понятно, что он на данный момент ощущает), и ситуация очень конкретная. Свалился — расстроился. Дали подарок — обрадовался. Выскочило из-за угла чудовище — ужаснулся.

Это понятная штука, но красота этих мультов к тому же в том, что там даже эти обыкновенные реакции проговариваются

Та же Нюша каждый раз гласит, что она ужаснулась. А ей за кадром разъясняют, почему это нормально и как с сиим управляться. Через такую демонстрацию дети знакомятся с первичными чувствами, обучаются определять их у себя, осознают связи событий, мыслей, эмоций. И частично их последствия.

Схожий подход — разъяснить опосля зрительного ряда — следует закреплять при переходе на мульты наиболее сложного порядка: просто в этом случае проговаривать все должен уже сам родитель (один из ближайших родственников человека, составляющий основу семьи). Ведь опосля 3-х лет чувственный репертуар начинает расширяться, переживания стают наиболее сложными, и ребенку необходимо помогать разбираться в этом обилии. Мы ощущаем уже не попросту ужас, а, к примеру, обиду, которая является суммой злобы и ужаса. И это тоже обязано быть проговорено и объяснено.

Кадр из кинофильма «Бэмби. История жизни в лесу»

©Eric TRAVERS

2. Школьникам — про мир вокруг

Последующая ступень опосля знакомства с миром собственных чувств — знакомство с миром чувств, которые появляются в процессе коммуникации с наружным миром. Конкретно здесь мы начинаем гласить о развитии эмпатии в самом прямом смысле слова. О сострадании и переживании близким людям, людям совершенно, {живым} созданиям в принципе.

Неплохой пример в этом смысле — «Бемби». Большая часть из нас знакомо с сиим произведением благодаря анимации Disney, там история взросления олененка рассказана больше с позиции дружбы весьма непохожих зверят, которые все-же находят общий язык. Да и присутствующая в книжке тема угрозы, волнения, печали (в том числе от утраты близких), тоже выслеживается.

На этом шаге принципиально проводить параллели того, что происходит на дисплее с ежедневной жизнью малыша

В уникальном произведении Феликса Зальтена философская канва о «круге жизни» раскрыта куда наиболее глубоко. И, возможно, будета детально разобрана в новейшей экранизации книжки — французском кинофильме Мишеля Фесслера «Бемби. История жизни в лесу», который выйдет в русский прокат 17 октября — сразу с мировой премьерой. В любом случае это произведение — весьма емкий повод побеседовать с детками о содействии с миром вокруг нас, о различиях меж людьми, о заботе по отношению к слабеньким, о соц ролях и многом-многом другом.

Кадр из кинофильма «Головоломка 2»

3. Детям и взрослым — «Головоломка»

На данный момент на экраны вышла 2-ая часть культового мульта. И это произведение я бы рекомендовала всем детям и родителям как непременное к просмотру.

Этот прекрасно, с большенный изобретательностью и красивым юмором изготовленный мульт учит осознанию собственных чувств и взаимодействию с иными людьми уже на «продвинутом» уровне. В легкой форме зрителям демонстрируют, как сложные эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) раскладываются на базисные, из чего же состоит весь диапазон переживаний, как соединены причинно-следственными связями не только лишь наружные триггеры, да и внутренние комплексы, травмы и так дальше.

«Головоломка» — что 1-ая, что 2-ая — просто гениальна. При этом она гениальна в том числе для родителей.

К огорчению, сейчас я вижу, что даже взрослые люди могут не думать, что происходит у их самих в голове и на душе

А означает, они не в курсе, что может происходить с ребенком в той либо другой ситуации. И здесь как раз речь о том, что воспитать эмпатию на мультах можно. Но начинать нужно с собственного чувственного ума, с своей реакции на тот либо другой сюжет.

Как досадно бы это не звучало, часто на детской площадке я становлюсь очевидцами грустных сцен. Предки не имеют никакого представления ни о возрастных парадоксах, ни о собственных реакциях. Нередко «воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни)» идет через опасности — опасности наказания, опасности избиения, опасности кинуть. А идет речь о годовалых детях, которые воспринимают всякую информацию практически! Так что воспитывать (Ни одно животное не затрачивает так много сил на воспитание детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка) эмпатию принципиально не только лишь детям, да и самим взрослым. И «Головоломка» им как раз в помощь.

Основной аспект выбора

Существует расхожее мировоззрение, что все русские мульты были «хорошими», а вот западная культура ничему не учит, лишь ввергает в бездну клипового мышления. Но стоит признать, что и русская мультипликация не без греха.

Мы все помним трогательный мульт «Варежка», чудилось бы, это про любовь к звериным. Но если приглядеться, это про депривацию, про чувственную глухоту. Мы любили кролика, повторяющего, что у него дома «четыре сыночка и ла(м)почка дочка», но по факту это история про то, как принципиально принести себя в жертву обществу — и общество (посмертно) позаботится о твоей вдове и детях.

Часто в русских мультах мерцает мысль «принуждения к добру»: через шантаж, опасность полного отвержения, изгнания из коллектива/семьи ребенок получает информацию о хотимом и применимом поведении. Недозволено ставить себя выше остальных, недозволено идти против коллектива, недозволено ничего желать себе (даже слово «Я» — вне закона), недозволено быть непокорливым.

Последствия всего этого мы и лицезреем сейчас на детских площадках, где вы пробуют вырастить сплошь послушливых и комфортных малышей

В русской мультипликации — к слову о «Головоломке» (либо еще отличном мульте «Я краснею») — нет ни одной истории о возрастных конфигурациях, о семейных отношениях с разноплановыми конфликтными ситуациями. Нет ничего о сострадании без идеологической подоплеки. Я помню, как меня, уже совершенно взрослую, поразил мультик «Унесенная призраками», а позднее и «Кочевой замок Хаула»: в их _жалеют_ и прощают тех, кто причинил огромное количество страданий огромному количеству героев (Юбабу, Безликого, Болотную колдунью). Хлопочут о их! Нереально представить для себя таковой расклад в русских мультах. А ведь это и есть самые сложные темы в коммуникациях.

Как подобрать контент?

Так ака же подобрать контент, который поможет в развитии эмпатии и чувственного ума, а не наплодит еще более тревог и травм?

Пожалуй, аспект здесь лишь один: принципиально глядеть мультики, которые изготовлены бодрствующими взрослыми людьми, которые передают здоровые ценности принятия, почтения, заботы, внимания — без пропаганды и указки. Все это, обычно, отлично видно. Ведь в их много искренности и духовного тепла. Конкретно такие мульты воспитывают. А манипулятивные и злые работы просто не стают пользующимися популярностью.

И принципиальным признаком тут, как ни удивительно, будет то, что такую анимацию любопытно глядеть взрослым

И, естественно, не забываем, что эмпатия воспитывается все-же ежедневной жизнью малыша — другими словами словами и действиями. Как с детками обращаются, как вместе в семье говорят. Основной фигурант здесь — зеркальные нейроны, которые учат малыша подстраиваться под семью (у малышей это совершенно 1-ый инструмент приспособления как фактора выживания, обеспечения сохранности). Другими словами идеальнее всего работает личный пример. Мульты же могут быть еще одним инвентарем, но ни при каких обстоятельствах не единственным.

Катерина Демина

практикующий домашний психолог, создатель книжек «Играйся, Агата!», «Ген борща», «Детки и средства»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»