Татьяна Черниговская: «Объем памяти у мозга гигантский»
Татьяна Черниговская
Соцсети
Как современным детям ориентироваться в потоке инфы?
Мир еще никогда не был таковым сложным и информационно насыщенным. И малыши, которые вырастают в нем, — совершенно остальные малыши. Когда я писала кандидатскую диссертацию, был вопросец, где взять литературу. На данный момент вопросец — как от нее избавиться. Любой денек в хоть какой области познаний выходят 10-ки добротных научных статей, которые не то что осмыслить — прочесть некогда.
Выходит, информация — что есть, что ее нет. Ты ведь не можешь ею пользоваться. В данной для нас связи непонятно и что созодать с образованием. Мы же не можем держать малышей в школе 20 лет! С иной стороны, не можем созодать вид, что все завершилось на Ньютоне. Поэтому что опосля Ньютона много чего же еще было. Выходит, мы обманываем малышей. У населения земли уже есть далекоидущие познания, а мы скрываем их. Означает, необходимо гласить не обо всем. Как-то урезать эти познания. Но как урезать, по какому принципу? Никто не понимает.
У меня был критичный период в жизни, когда я поразмыслила: «До чего же мне все опротивело: и Академия, и все это. Пойду малышей в школу учить»
Но я стремительно опамятовалась — ужаснулась. Поразмыслила: вот посиживает в классе 20 человек, откуда я понимаю, кто они? Один из их, быть может, Эйнштейн, 2-ой — Моцарт, 3-ий — Гитлер. Как я смею их учить? Почти все учителя счастливо не страшатся этого факта. Они считают, что вот посиживают там, и им нужно что-то показать строго по программке пединститута.
Быть может, не нужно вкачивать в малышей такое количество инфы? Для чего им, условно, знать таблицу логарифмов? Либо когда Наполеон женился на Жозефине? Google ответит за 1,5 секунды. Но если мы отступим на иной полюс, у нас будут полные дилетанты всюду. Они не будут знать ничего, не считая общих мыслях, что тоже плохо. Я же, к примеру, не желаю попасть к доктору, который понимает общие идеи. Я желаю попасть к спецу, который отлично понимает анатомию.
Быть может, тогда нужно учить малышей извлекать информацию? К примеру, мы нередко говорим студентам: «Открывайте Google, если запамятовали, как созодать соус. А совершенно это не то пространство, где отыскивают суровую информацию». И даем перечень веб-сайтов, которым доверяем. Учить нужно метавещам — где брать, где находить. Деток нужно обучить обучаться.
Как систематизировать и верно упаковывать информацию?
Мне повсевременно присылают статьи о мозге (Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, расположенный в головном отделе тела). Вот куда их положить? На одном компе у меня есть папка «Другое», а на втором — «Other». И там, поверьте мне, реальная свалка, разобрать ее недозволено. Другими словами я сама с собой играю в игру, что все это сохранила и когда-нибудь прочитаю. Когда-нибудь. Но, быстрее всего, никогда это не сделаю.
Вот в голове-то у нас то же самое происходит. Меж тем размер памяти у мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) огромный — 300 лет можно глядеть всякую ерунду, и все равно места хватит. Но разложить это все по полочкам, а позже отыскать, вспомянуть нередко весьма трудно, а время от времени нереально.
Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) запоминает все, мимо чего же он прошел, что попробовал, унюхал, потрогал и так дальше. Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) не решето, из него ничего не высыпается. Потому не нужно слушать нехорошую музыку, не нужно читать нехорошие книжки, не нужно есть и пить всякую мерзость, не надо разговаривать с нехорошими людьми. Это все там остается, весь этот яд там будет лежать. Вы сможете даже не знать о его существовании, но когда-нибудь это вылезет наружу.
Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) совершенно сложнейшая из систем, сравнимая со Вселенной. Ничего труднее мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) мы не знаем
Если эта система верно работает, означает, она понимает, как работать. Если нам получится подсмотреть, как она это делает, может быть, сможем осознать, как организовать общество? Большая часть вещей, которые мы делаем, совершенно не попадают в сознание. Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) сам все решает, и это оскорбительно для нас. Другими словами у нас снутри живет монстр, про которого мы говорим: «Наш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков)», а он в это время смеется гомерически. Кто кому по сути владелец — мы ему либо он нам?
Мы знаем, что в мозге (Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, расположенный в головном отделе тела) есть многофункциональные блоки — одни несут ответственность за память, остальные за языки, творчество и так дальше. Но совершенно все зоны мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) занимаются всем, и, если для вас на голову свалится кирпич, вы ни гласить не можете, ни творить. И если вы подключите к голове томограф, увидите, что там происходит. Особое воспоминание на меня произвел мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) синхронного переводчика. Я не понимаю, как они еще живые. Пылает мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), полыхает — там работает все, аж взрывается! Это онлайн-работа, весьма непростая, стрессовая, на опережение.
За что отвечают зеркальные системы в мозге (Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, расположенный в головном отделе тела)?
Джакомо Ризолатти открыл зеркальные системы в мозге (Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, расположенный в головном отделе тела). Они врубаются не тогда, когда вы сами что-то делаете, а когда наблюдаете, как это делает кто-то иной. Это база хоть какой коммуникации, хоть какого обучения. Уже подтверждено, что у людей с аутизмом и шизофренией эти системы поломаны. Они живут в своем мире, и у их нет никакой способности выйти из него и поглядеть на ситуацию иными очами.
Представьте: для вас предстоит тяжелый разговор. Вы осознаете, что будет нелегко, но для вас нужно выиграть, для вас нужно приготовиться к этому разговору. И это означает, что вы должны его обмыслить не только лишь со собственной точки зрения, да и исходя из убеждений напарника. Если вы не можете это создать, считайте, что проиграли заблаговременно.
Он для вас: «Это альфа», а вы ему: «Это омега» — сколько так можно беседовать?
Способность поглядеть на ситуацию очами другого — одна из высших функций, которая, не считая человека, есть лишь у дельфинов, высших приматов и у врановых, другими словами у ворон. Представление о сознании, о состоянии другого и планирование действий с оглядкой на их дает большущее поведенческое преимущество.
Мы можем гласить, что есть люди стремительно обучаемые, и у их будет таковая картина в мозге (Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, расположенный в головном отделе тела), а есть медлительно обучаемые. Но из того, что человек обучается стремительно, не следует, что он наиболее умный! Все люди различные, извините за тривиальность. Эйнштейна в школу с трудом взяли. Гласить поздно начал, туго соображал. А это Эйнштейн. Из того, что он медлительно двигается, следует лишь то, что он медлительно двигается, и больше ничего.
Какие занятия облагораживают мозговую деятельность?
Люди, которые рано начали петь, музицировать, очень отодвигают собственного Альцгеймера. Поэтому что музыка, если начать ею заниматься в ранешном возрасте, — это весьма насыщенная тренировка. Эти долготы, длинноты, ударения — они облагораживают свойство нейронной сети, делают мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) наиболее пластичным.
Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), с которым мы пришли в этот мир, и тот, с которым любой из нас из него уйдет, — это совсем различные структуры. В том, с которым мы заканчиваем земную жизнь, написан наш личный текст, ни у кого другого такового нет. Этот текст изменяется каждую миллисекунду. Все, что мы на данный момент говорим либо слушаем, меняет наш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) на физическом уровне. Изменяется свойство и количество нейронов и их связей. Величина нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) волокон и даже та среда, в какой лежат эти нейроны, изменяется зависимо от того, что и как мы учим.