«Титаник»: психологический разбор легендарного треугольника Карпмана из мира кино
Кадр из кинофильма «Титаник» (1997 год)
1. Роза и ее мама
Мама главной героини Руфь Дьюитт Бьюкейтер — императивная, диктующая правила, подавляющая по отношению к дочери фигура. Таковым своим поведением она сформировывает истерическое ядро личности в ребенке. Оттого и Роза, будучи взрослой дамой, ведет себя как взбалмошный, бунтующий и капризный ребенок, который таковым образом пробует избавиться от гнета.
Это ее адаптация к имеющимся условиям, нужным для выживания
Мама находит ей жениха, исходя из собственных предпочтений и классовой принадлежности. Ей не увлекательны ни мировоззрение, ни чувства дочери. Мама — традиционный преследователь из треугольника Карпмана, дочь — жертва.
Кадр из кинофильма «Титаник» (1997 год)
2. Роза и ее жених
Еще одна линия абьюзивных отношений в кинофильме. С мамой, по отношению к Розе, идентичен Каледон Хокли, который представлен зрителю как эгоистичный, императивный, меркантильный персонаж. Он любил Розу при определенном ее поведении: таком, как он ей произнесет. Оттого и подвергал ее насилию.
И если б Роза не сопротивлялась, скорее всего, она бы была неинтересна Каледону, ему бы нечем было подпитывать свое нарциссическое эго
Тут как раз и есть вся сущность схожих отношений: да, нужна податливая пассия, но лишь тогда, когда абьюзер подавит ее волю. Базово податливая Роза — не предмет обожания.
Каледон, как и мама Розы, равномерно уничтожали личность героини. Не давали ей проявляться таковой, какая она есть по сути. И в то же время Розе самой необходимы были эти приключения и игры. Это ее норма, по другому она начинает «скучать» и жить с чувством, что что-то не так. Итак, Каледон в этом кинофильме — очередной агрессор и преследователь.
Кадр из кинофильма «Титаник» (1997 год)
3. Роза и Джек
И вот в пиковый момент мятежа Розы, которая бежит по палубе корабля, расталкивая всех на собственном пути (она по сути завлекает внимание) в попытке кинуться с палубы в океан, чтобы закончить свои мучения, на сцене возникает «спасатель» Джек. Третье лицо, нужное жертве для отыгрывания собственного обычного сценария.
Джек — традиционный балагур с нарциссическим радикалом, любитель приключений и дофамина. Ничего в его жизни не происходит без риска, и эти сцены мы лицезреем в кинофильме. Все помнят, как он пробрался на корабль, любой его шаг — это риск быть рассекреченным, арестованным и высаженным с палубы. В отношениях с Розой это также момент написания картины — в кабинете ее жениха. Недозволено же было избрать пространство поукромнее!
И может быть, данной нам собственной взбалмошностью он и привлек Розу: умением жить свою жизнь. Никакие директива и абьюз ему незнакомы
При всем этом нарциссический радикал содействовал его выбору девицы. Вспомяните: все девицы его круга не представлялись увлекательными. Нарциссам скучновато с доступными объектами. Он избрал даму из высшего общества и всячески завоевывал ее.
Для Розы Джек тоже был «запрещенным плодом», который во что бы то ни сделалось необходимо было получить, тем противясь воли мамы и жениха. Это незапятанной воды бунтарское поведение жертвы. И лишь при данных критериях «недосягаемого и запрещенного» эти дела имели пространство быть. В остальных критериях Роза просто прошла бы мимо, потому что не было бы игры и мятежа. Либо их дела не продлились бы больше месяца, так как влюбленность Джека наверное испарилась бы, как бы он сообразил, что Роза по сути полностью вседоступна.
Тем не наименее в итоге Джек стал героем, который выручил жизнь Розы и свою любовь, в то время как Каледон выручал себя, забыв о собственной жене. Но на самом ли деле мотив к таковой жертве лежал в любви к Розе, как нам было показано? Ведь рассматривая Джека как личность, мы подразумеваем его ветреность, непостоянство в отношениях и эмоциях. И тогда самопожертвование могло лежать глубоко в нарциссической потребности быть общепризнанным, неповторимым, в желании увековечить себя в памяти остальных.