Статьи

«Ушла эпоха»: что для россиян значит КВН и смерть его ведущего Александра Маслякова

«Ушла эпоха»: что для россиян значит КВН и смерть его ведущего Александра Маслякова

ТАСС

О погибели 82-летнего ведущего КВН Александра Маслякова сделалось понятно 8 сентября. Крайние пару лет он боролся с онкологическим болезнью и все пореже возникал в эфире, а его пространство в телевыпусках КВН занял отпрыск, Александр Масляков-младший.

К работе на КВН Александр Масляков приступил еще в шестидесятые: поначалу как соведущий вкупе со Светланой Жильцовой, а потом — уже как управляющий «Клуба радостных и находчивых». Этот статус Масляков занимал практически 40 лет, по этому стал эмблемой телевидения и «хохота и юмора» для зрителей самого различного возраста, а его погибель оказалась катастрофой для поклонников и участников самого КВН по почти всем причинам.

Почему погибель Маслякова стала большенный утратой для россиян

Анатолий Абашин

Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт

«Клуб радостных и находчивых — это не попросту пользующаяся популярностью передача. Это явление, которое наиболее полвека оказывало воздействие на разумы и сердца нескольких поколений россиян, — рассуждает психолог и когнитивно-поведенческой терапевт Анатолий Абашин. — С уходом из жизни Александра Маслякова, долголетнего ведущего и лица программки, почти все, хоть и не постоянно через фокус внимания, задумались о значении КВН в их жизни и о том, почему его исчезновение вызывает чувство конца целой эры».

По словам спеца, этот процесс можно разъяснить несколькими факторами.

1. Юмор как средство социальной адаптации

Одним из важных причин фуррора КВН — умение адаптировать юмор к хоть каким условиям, позволяя людям дискуссировать и переживать острые темы в неопасной, игровой форме. Для почти всех зрителей это был метод коллективной разрядки: юмор дозволял снять напряжение и узреть сложные ситуации через призму шуток. В критериях русских ограничений и постсоветской неопределенности это было принципиальным механизмом психической адаптации. Коллективный хохот и возможность делить юмор помогали управляться с опаской и стрессом (Стресс от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение), формируя чувство единства.

2. КВН как знак эры юности

Для большущего числа зрителей КВН олицетворял период юности — студенческие годы, беспечное время первых увлечений и надежд. Это явление тесновато соединено с понятием ностальгии, когда люди вспоминают прошедшее с теплотой и сожалением. Команды, участвовавшие в КВН, представляли институты и студенческие объединения, и для зрителей это создавало ассоциации с своими юными годами, а кто-то до сего времени вспоминает, как сам играл в КВН. С вероятным окончанием либо трансформацией КВН люди простятся не только лишь с программкой, да и с эрой, которая символизировала их юность и время, когда будущее чудилось полным способностей, мыслях и стремлений.

3. КВН как метод коллективной идентичности

КВН играл важную роль в разработке и укреплении коллективной идентичности. Команды представляли институты, городка и даже страны, что делало шоу принципиальной культурной платформой. Это дозволяло участникам и зрителям чувствовать принадлежность к чему-то большему — к коллективу, цивилизации и к некоторой «культуре юмора». Это чувство единства через юмор содействовало социальной сплоченности. Соревновательная часть КВН также стимулировала желание быть частью команды, что крепило связи меж участниками и зрителями.

4. КВН как инструмент социальной критики

В протяжении десятилетий КВН умел остро и тонко объяснять текущие действия, оставаясь в рамках допустимого для массового телевидения. Это сделало передачу не только лишь веселительным шоу, да и типичным «зеркалом» общества, где юмор употреблялся как неопасный метод дискуссировать социальные и политические задачи. «Для зрителей это было принципиально и, как мне кажется, остается принципиальным на данный момент: КВН давал возможность смеяться над ситуациями, которые могли вызывать тревогу либо дискомфорт в ежедневной жизни, другими словами делать функцию разрядки и чувственного освобождения», — разъясняет Абашин.

5. Грусть по утраченной эре

Когда люди молвят о конце эры с уходом Маслякова и переменами в КВН, они не только лишь оплакивают утрату возлюбленной передачи, да и испытывают психологическое чувство утраты стабильности и стойкости. КВН, невзирая на конфигурации в обществе, был неизменным элементом жизни почти всех поколений, и его уход символизирует утрату чего-то неизменного в стремительно меняющемся мире. Люди печалятся по тем временам, когда КВН был частью их жизни, когда все чудилось проще и предсказуемее. Это явление можно разъяснить через одно из понятий непознаваемой утраты — когда исчезает что-то, что связывало человека с его прошедшим и создавало чувство стабильности.

Почему КВН стал феноменом русского и русского телевидения

Паулина Золотинская

Психолог

«Программка КВН — это целая эра, со своими взлетами и падениями, но что не отнять — она подарила чувство новейшего времени и, в определенный момент, чувство свободы, — делится психолог Паулина Золотиснкая. — До возникновения клуба „Молодых и находчивых“ шутили взрослые дядечки на понятные темы для таковой же возрастной группы: про тещу, склад ума, генсеков — весьма осторожно. В нашей стране с юмором было трудно, и необходимо было уметь маневрировать».

Золотинская отмечает, что при Маслякове программка перезапустилась с новейшей стороны. Команды юных и креативных ребят со всех институтов страны шутили про политику, любовь, дружбу, межличностные дела, а сами шуточки вышли за границы обычных анекдотов «про немца, российского и янки» и сделали собственный вариант юмор промышленности. «В отличии от харизматичных американских стендап комиков-одиночек, тут шутили командой и любая сделала собственный неповторимый код», — рассуждает психолог.

По воззрению спеца, парадокс популярности КВН — в вялости общества от «нафталина» и «аккуратного» юмора

«Фактически хоть какое сердечко можно открыть через юмор и иронию, через общую идентичность, — разъясняет Золотинская. — КВНщики шутили на понятные всем ситуации, поднимали насущные темы. Люди желали слушать про президента, который „на данный момент в телеке“, а не про тех, кого издавна похоронили, про себя и свои мечты, про свои беды и находчивость. В конце концов, признали и озвучили, что есть не только лишь „мир, труд, май“, да и „секс, наркотики и рок“. Всем как как будто разрешили выдохнуть, смеяться без оглядки на повестку денька».

Фуррор КВН связан и с его наследием — обилием юмористов новейшего поколения, которые начали свою карьеру как «радостные и находчивые», а скоро стали суперзвездами постсоветского телевидения.

Не считая того, для почти всех зрителей это телешоу — к тому же элемент ностальгии, знак времени безудержной свободы, становления страны в новеньком амплуа

«Этот парадокс ностальгии разъясняется просто: наш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) в период юности все принимает ярче, громче, сочнее. В мозгу есть таковой отдел гиппокамп, отвечающий за память, эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений), обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками). Без него мы утратили бы возможность вспоминать и испытывать эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений), связанные с этими мемуарами, — ведает Золотинская. — Воспоминания, которые произвели на нас больший эффект, сформировывают оценку прошедшего». Но с годами в гиппокампе человека происходит гетерохронная смерть нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) клеток, интесивность которой варьируется в разных отделах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»